Анимация Юрия Меркулова


Москва, 129223, проспект Мира, 119, павильон № 36. Телефон: +7 (495) 150-36-10
Читайте и смотрите онлайн! Схема проезда

28/04 — 31/12/2020


Москва, 129223, проспект Мира, 119, павильон № 36. Телефон: +7 (495) 150-36-10
Читайте и смотрите онлайн! Схема проезда

28/04 — 31/12/2020
Рубрика «Редкости из фильмотеки Музея кино»
В день рождения советского художника и аниматора Юрия Меркулова публикуем несколько его редких работ из фильмотеки Музея кино. 

О жизни и творчестве Юрия Александровича рассказывает киновед, исследователь анимационного кино, Екатерина Семёнова: 

«В 1920-е годы прошлого века художники начали изобретать различные методы оживления на экране графического рисунка, марионеток, кукол и всевозможных материалов. Этот период характеризовался большим количеством экспериментов, а люди, осуществлявшие их, были настоящими энтузиастами, всецело преданными новому искусству. К плеяде этих энтузиастов-экспериментаторов принадлежит Юрий Александрович Меркулов, один из первых советских аниматоров. 

Художественное образование Меркулов получил в частном училище Федора Ивановича Рерберга, затем продолжил обучение во ВХУТЕМАСе в мастерской художника Ильи Ивановича Машкова. Семья не препятствовала увлечениям Юрия. Отец Александр Николаевич, известный хирург, организатор госпиталей по всей стране и мать Мария Карловна, пианистка не принуждали детей заниматься тем, к чему у них нет способностей и желания. 

Страсть к анимации у Меркулова началась с оживления политических плакатов для «Окон сатиры РОСТА» и карикатур художников Д. Моора, В. Дени, М. Черемных. Художественные таланты он также реализовал в работе над постановкой «Мистерии- буфф» в театре Мейерхольда. Дальнейший творческий путь привел его в новый вид искусства — анимацию. Вместе с выпускниками ВХУТЕМАСа, своими ближайшими коллегами Даниилом Черкесом, Николаем Ходатаевым и Зеноном Комиссаренко он хотел работать над анимационными вставками в фильм Якова Протазанова «Аэлита». Сотрудничество не сложилось, и тогда группа организовала собственную мультипликационную мастерскую. Стараниями художников в 1924 году был создан один из первых мультфильмов в технике плоской марионетки «Межпланетная революция». Уже в этой работе видно руку Меркулова. Его гротескные, пугающие, злорадные физиономии толстых бюрократов появятся на экране еще не раз. 

Вышедший в следующем году «Китай в огне» стал первым полнометражным мультфильмом в нашей стране, над которым работали будущие корифеи советской анимации — тогда еще молодые художники, только окончившие ВХУТЕМАС сестры Валентина и Зинаида Брумберг и Иван Иванов-Вано. Конечно, работа шла под руководством Меркулова, Комиссаренко и Ходатаева. Рисунки на бумаге оживали благодаря различным техникам: плоской шарнирной марионетки, вырезной перекладки отдельных фаз движения, покадровой дорисовки прямо по время съемки. Таким же богатым на техники и материалы стал позднее мультфильм Меркулова «Первая конная» (1929), где использовались бумага (для марионеток), глина (для кукол), песок и опилки (для декораций). Сейчас сложно представить, но все эти приемы изобретались методом проб и ошибок. 

В 1927 году Меркулов вместе с Черкесом и Ивановым-Вано осуществили еще один новаторский проект — поставили первый мультфильм для детей «Сенька-африканец» по сказке Корнея Чуковского «Крокодил». История начинается с натурной съемки — пионер Сеня находит забытую кем-то книжку с картинками тропических зверей, засыпает за чтением и вдруг переносится в мультфильм. Вместе с Крокодилом Крокодиловичем он уносится на воздушном шаре в Африку, где переживает разные приключения, а затем благополучно «возвращается», проснувшись в своей квартире. 

Все эти мультфильмы стали основой дальнейших разработок и открытий в области мультипликации в нашей стране. Уникальность примитивных на современный взгляд фильмов искупается сложностью их реализации. У первых анимационных работ не было прочного сценария, коллектив разных по манере рисования художников не всегда приходил к единому стилистическому решению, не хватало знаний анимационных техник. Художникам приходилось все делать самостоятельно: рисовать, изготавливать марионетки и куклы, придумывать методы съемки и монтажа — словом, проявлять чудеса изобретательности для того, чтобы оживить на экране даже самую простую историю. 

Вклад Меркулова в развитие отечественной анимации не исчерпывается работой над перечисленными мультфильмами. Отделившись от коллег, с которыми он начинал погружение в новую профессию, он создал серийного персонажа Братишкина, нарисовал внушительное количество мультвставок для игровых фильмов, вместе с Львом Атамановым и Леонидом Амальриком организовал студию при Госвоенкино для создания обучающих мультфильмов, сам выступал с лекциями об анимации. Актуальность его работ подтверждал широкий интерес публики». 

Предлагаем вам посмотреть архивные фрагменты, из сохранившихся мультфильмов Юрия Меркулова:

1. Инструктивный ролик «Летающие игрушки» (1935), снятый Ю. Меркуловым на «Мостехфильме»: 


2. Фрагмент из фильма «Наш милый доктор» (1957) с мультипликационной вставкой Ю. Меркулова, сделанной на «Союзмультфильме»: 


3. Киноплакаты Ю.Меркулова (1964-1965) гг.: 

«Под суд расхитителей хлеба!» («Хлеб беречь») 


«Наши карикатуры» («Миру-мир!») 


«Мы с тобой, Куба!» 


Благодарим за помощь в подготовке публикации и консультацию историка анимации Георгия Бородина.

12+
  



П о д п и с а т ь с я   н а   р а с с ы л к у


Дорогие друзья!
Добро пожаловать на новый сайт Музея Кино.

Мы постарались сделать его интересным и удобным, и продолжаем над этим работать. В ближайший месяц здесь будут появляться новые разделы и материалы. Если у Вас появятся какие-то предложения и идеи по сайту, будем рады их получить.

Ваше имя *
Email *
Ваши предложения *