«Крылья» (1966, реж. Лариса Шепитько)


Читайте и смотрите онлайн!

12/06/2020 — 31/12/2024


Читайте и смотрите онлайн!

12/06/2020 — 31/12/2024
Онлайн-кинотеатр Музея кино
Фильм Ларисы Шепитько «Крылья» (1966) представляет киновед Алиса Мамедова: 

— Что вы считаете для себя главным в образе героини? Вы относитесь к ней с жалостью, осуждаете ее, оправдываете, любите без всяких оговорок? 
— Не жалею, не осуждаю и не оправдываю. Принимаю такой, какая есть. Петрухина — объективность. Вот такой ее сложили жизнь и время. У нее своя правда, у дочери — своя. А правы обе… 
Левшина И. От эпизодов — к роли [Творческий портрет М. Булгаковой] // Искусство кино. 1966 № 11 

Люди без стержня Шепитько не интересны. Её герои — одиночки и максималисты, и потому вдвойне любопытно вспомнить про фильм «Крылья», построенный на полутонах и недомолвках. 

Фильм начинается со сцены снятия мерок с главной героини — перед нами настоящий «гвардии капитан» (таким было рабочее название картины): бывшая военная лётчица Надежда Петрухина. И этот эпизод не только замечательно придуман сценаристами Наталией Рязанцевой и Валентином Ежовым, но и прекрасно снят: камера Игоря Слабневича останавливается на деталях, подчёркивающих казённость интерьера, и в то же время показывает, что Петрухиной тесны рамки кадра. 

Для Майи Булгаковой «Крылья» были переломным моментом, возможностью в полной мере проявить свой драматический талант, для Леонида Дьячкова, сыгравшего Митю, — шансом поработать с талантливым режиссёром (потом он получит известность благодаря фильму Шепитько «Ты и я»). Сейчас сложно представить кого-то, кроме Булгаковой, в главной роли, а ведь Надежду Петрухину могла сыграть Нина Ургант — она проходила пробы, но для такого фильма, очевидно, требовалась актриса с характером более жёстким. Надежду Петрухину мы впервые видим в ателье, и на протяжении фильма строгость её образа, казалось бы, не меняется, но в диалоге с дочерью она, сняв пиджак, вдруг начинает теребить завязки воротничка, а до этого в другом эпизоде шутливо примеряет солнечные очки подошедшей к ней журналистки — вот и первые внешние проявления постоянно сдерживаемой внутренней свободы. Более явно эта свобода проявится в сцене с буфетчицей: там мы услышим и простое девичье хихиканье, и застольное пение. Композитором, как и в дебютном фильме Шепитько «Зной», был Роман Леденев. В «Крыльях» было важно показать огромное внутреннее напряжение героини, и все звуковое и изобразительное решение фильма — его ритм, его скромная, строгая форма — всецело подчинены авторскому и режиссерскому прочтению образа Надежды Петрухиной. 

В звуковой партитуре «Зноя» шумы и диалоги были не менее важны, чем музыка. В «Крыльях» же интереснее говорить о драматургии тишины. Здесь, как и в музыкальном произведении, пауза – это не пустота, а элемент звучания. Элемент, раскрывающий в полной мере одиночество Петрухиной, которая никак не может понять, как ей жить после войны. «Крылья» — редкий случай в истории советского кино, когда героине не с кем разговаривать. 

В «Восхождении», которое выйдет через 10 лет и подарит Ларисе Шепитько мировую славу, легче выявить механизмы режиссёрского воздействия. В «Крыльях» же ситуация особая: здесь зрительские переживания подвергаются едва ли не алхимической возгонке. Например, изумительно снятый эпизод, в котором кружащиеся самолёты становятся полноценными персонажами. В нём повторяющийся музыкальный лейтмотив Леденёва — впервые мы его слышим ещё на титрах — обретает полноценное трагическое звучание. Или сцена, когда героиня, попав под дождь, словно решает для себя что-то важное (и Петрухина буквально становится нам ближе — мы оказываемся в прошлом, снятом субъективной камерой). Или финал, в котором едва заметно меняется общая интонация: будто учащённое сбивчивое дыхание становится размеренным и лёгким. В этих моментах — и тайна, и магия замечательного фильма «Крылья». 

Приятного просмотра!


Публикация осуществлена при партнёрской поддержке киноконцерна «Мосфильм».

12+