«Мечта» (1941, реж. Михаил Ромм)


Москва, 129223, проспект Мира, 119, павильон № 36. Телефон: +7 (495) 150-36-10
Смотрите онлайн! Схема проезда

23/05 — 30/06/2020


Москва, 129223, проспект Мира, 119, павильон № 36. Телефон: +7 (495) 150-36-10
Смотрите онлайн! Схема проезда

23/05 — 30/06/2020
Цикл показов «Фильмы Великой Победы»
Продолжаем показы цикла «Фильмы Великой Победы». Сегодня в центре внимания фильм Михаила Ромма «Мечта» (1941) с блистательной и неотразимой Фаиной Раневской в одной из главных ролей. Фильм представляет киновед Алиса Мамедова: 

«Мечта» возникла как отклик на злобу дня. «Воссоединение западных белорусов с их восточными братьями. Судьба белорусского крестьянства в панской Польше. Помещичий, капиталистический и чиновничий гнет на фоне обнищания трудовых масс» — так, по воспоминаниям Евгения Габриловича, была сформулирована задача, поставленная руководством страны перед ним, сценаристом фильма, и перед режиссёром Михаилом Роммом. В том, что решать ее должны были они, не было ничего неожиданного: Габрилович, к тому моменту уже автор двух киносценариев, работал корреспондентом в «Известиях»; Ромма, создателя дилогии о Ленине, назначили художественным руководителем Государственного управления по производству фильмов. 

Фильм был закончен 22 июня 1941 года. «Последний день перезаписи звука попал на ночь с субботы 21-го на воскресенье 22 июня 1941 года — писал Ромм. — Мы закончили перезапись в восемь утра. Был ясный солнечный день. Мы поздравили друг друга с окончанием работы, а через три часа я узнал о нападении фашистской Германии на Советский Союз. Первый экземпляр картины был готов, когда фашистские войска вошли уже в Минск, приближаясь к Киеву и Риге.» Понятно, что в тот момент все думали не о кино. По ряду причин фильм выпустили только в 1943 году, и это стало событием — долгие годы «Мечта» не сходила с экрана. 

Зрители, конечно, соскучились по живой человеческой интонации — это была редкая на тот момент картина, в которой герои не стеснялись радоваться или плакать из-за личных неурядиц. Фильм показали и за границей. В восторг от него пришли и писатель Теодор Драйзер, и американский президент Франклин Рузвельт, которому приписывают знаменитую фразу: «Это один из самых великих фильмов в мире. Раневская — блестящая трагическая актриса». Его слова в 1944 году были опубликованы в американском журнале «Look». Ростислав Плятт вспоминал, что в то время Раневская была худой и стремительной, а в фильме предстала грузной и сварливой женщиной. Актриса обматывала ноги бинтами, меняла походку, чтобы было видно, как Розе Скороход тяжело ходить. 

Среди обитателей пансиона «Мечта», помимо Фаины Раневской и Ростислава Плятта, — Аркадий Кисляков, Ада Войцик, Михаил Болдуман и жена Ромма Елена Кузьмина. Несмотря на то, что «Мечту» Ромм называл своим любимым фильмом, он всё же корил себя за избыточную экспрессивность актёрской игры; считал, что надо было добиваться большей простоты и в работе художника, и в изобразительном решении фильма. Сейчас кажется, что он был излишне строг к себе: на картине работал Владимир Каплуновский, один из ведущих кинохудожников 1930-х — 1940-х годов, который создал подчёркнуто замкнутые интерьеры, усиливающие ощущение несбыточности желаний их обитателей. Снимал фильм великий оператор Борис Волчек, работавший и на предыдущих картинах Ромма. Его почерк чувствуется и в выборе освещения, и в игре со светом и тенью, делающей кадр объёмным и рельефным. Впрочем, тяга к рельефному изображению характерна и для самого Ромма (не случайно его первым профессиональным интересом была скульптура): уже в «Пышке» заметно его умение придать фактурности внутрикадровому пространству, внимание к предметному миру фильма и склонность к выразительным крупным планам. 

Интересно и другое: в фильме у каждого персонажа — сложная личная история. Но в то же время отдельный персонаж ярче всего проявляется во взаимодействии с другими, каждый является необходимой составной частью группового портрета, который и занимал Ромма. Все вместе они — представители определённого времени, единый осколок общества, который ему хотелось запечатлеть. 

Конечно, картина, формально оправдывающая наше вторжение в Польшу в 1939 году, на самом деле о другом — о людях, их мечтах и разочарованиях, о великих иллюзиях и несложившихся судьбах, о человеческой способности любить и верить в чудо до последнего. И в этой многослойности фильма скрыта не только характерная черта советского кинематографа при Сталине, но и удивительная способность Михаила Ромма сочетать публицистичность темы с личным и талантливо воплощённым высказыванием. 

Приятного просмотра! 


12+
  



П о д п и с а т ь с я   н а   р а с с ы л к у


Дорогие друзья!
Добро пожаловать на новый сайт Музея Кино.

Мы постарались сделать его интересным и удобным, и продолжаем над этим работать. В ближайший месяц здесь будут появляться новые разделы и материалы. Если у Вас появятся какие-то предложения и идеи по сайту, будем рады их получить.

Ваше имя *
Email *
Ваши предложения *