«Моонзунд» (1987, реж. А. Муратов)


Смотрите онлайн!

15 — 31/01/2021


Смотрите онлайн!

15 — 31/01/2021
Онлайн-кинотеатр Музея кино
Моонзунд – пролив, отделяющий Моонзундский архипелаг от материкового побережья Эстонии. Соединяя воды Финского и Рижского заливов Балтийского моря, он используется для внутренних морских путей и сообщения между прибалтийскими портами. Имея важное стратегическое значение, эта территория в случае военного положения становится местом столкновения военно-морских и сухопутных сил враждующих сторон. Так и произошло во время Первой мировой войны. Развернувшиеся события получили название Моонзундское сражение и длились с 29 сентября по 20 октября 1917 года. Героическое противостояние русских солдат превосходящим в разы военным силам Германии, стало вехой в истории и последним крупным сражением российской армии и флота в Первой мировой. 

В 1970 году эти события послужили основой для написания Валентином Пикулем романа «Моонзунд». Военные действия, приближающаяся революция и перемены в обществе служат в нём фоном для драмы одного человека – старшего лейтенанта Артеньева. Ему, строго следующему долгу и чести офицера, любящему Родину и доблестно служащему ей, тяжело принять происходящие со страной перемены. Нежелание прогибаться под «новый мир» и невозможность быть с любимым человеком, подталкивают его к решительным действиям и принятию неравного боя у мыса Церель. К роману имелось не мало вопросов по части исторической достоверности, но это не помешало ему стать популярным у читателей и расходиться многотысячными тиражами. 

Обилие батальных сцен, сложный характер главного героя, трагическая любовная линия – всё это, так и просилось на экран. В 1987 году за экранизацию успешного «морского романа» взялся ленинградец, выпускник режиссёрского факультета ВГИКа (мастерская Юрия Егорова) – Александр Муратов. Результат получился гораздо больше, чем просто хорошая иллюстрация популярного текста. Муратов, снимая фильм о 17-ом годе в 87-ом, прекрасно передал не только атмосферу России на пороге революции, но и атмосферу Советского Союза перед перестройкой. Смятение перед грядущими переменами, разделение общества на тех, кто «за» и тех, кто «против», глухая оборона и переход под чужой флаг. Не смотря на разницу в 70 лет, приметы времени оказались созвучны. Всё в нём работает и находится на своём месте. Осенние пейзажи и изобразительный ряд, выдержанный в темных и серых тонах, вызывают чувство фатализма и безысходности, характерных для периода заката эпох. Бушующее море и брызги от взрывающихся снарядов - тревожат и нагоняют страх. Нелинейное повествование, может сбить с толку, но вряд ли у вас получится стройно вспомнить, как вы «здесь» очутились, находясь под обстрелом десятков артиллерийских орудий. Молодой Олег Меньшиков – идеальный офицер-идеалист - образованный, утончённый, породистый, и в тоже время волевой, решительный и эмоциональный. В итоге, мы имеем атмосферный исторический фильм с выдающейся операторской работой (за неё отвечал Константин Рыжов), удачным актёрским ансамблем (помимо Олега Меньшикова, сыгравшего главную роль, в фильме снялись Евгений Евстигнеев, Николай Караченцов, Владимир Гостюхин, Алексей Булдаков и Владимир Ерёмин) и размышлениями о судьбах Родины. 

Приятного просмотра! 


Публикация осуществлена при партнёрской поддержке киностудии «Ленфильм».

12+