Образ сельской жизни и уход от урбанизма в мультфильмах студии Ghibli


Читайте онлайн!

19/06/2020 — 31/12/2024


Читайте онлайн!

19/06/2020 — 31/12/2024
Исследователь анимации Анна Голда
Лето - самая подходящая пора, чтобы сбежать подальше из города, например, на дачу или в поход. Но если у вас такой возможности нет, на помощь придёт кино, в том числе анимационное. О традиции изображения жизни в сельской местности и роли природной среды в фильмах легендарной студии Ghibli рассказывает искусствовед, исследователь анимации Анна Голда: 

Образ сельской жизни и уход от урбанизма в мультфильмах студии Ghibli 

Одно из ключевых понятий для японской философии синто – созерцательность. Японская культура наделена колоссальным запасом созерцательности, отражённой во всём. И в анимации в том числе. Анимационная студия Гибли – одна из самых признанных студий в Японии и в мире вообще. Но хотя работы Гибли получили мировую известность и в наши дни многие из них можно отнести в категорию мейнстрима (без негативного подтекста), они по-прежнему остаются произведениями глубоко национальными. База, сотканная одновременно из особенностей менталитета, культуры, исторического прошлого и настоящего страны, ощутима в большинстве мультфильмов Гибли. И лейтмотив, о котором мы сегодня будем говорить, во многом уходит корнями в мировоззрение японцев, в синтоизм. Тяга к созерцанию мира, любовь к нему и его одухотворение тесно сплетаются в синтоистской философии с обожествлением сил природы и стремлением к гармоничному сосуществованию человека с ними. Всё это несомненно перекликается с темой защиты экологии и сохранения природного разнообразия, которые так часто фигурирут в лентах Гибли – вспомним хотя бы «Навсикаю из долины ветров» и «Принцессу Мононоке» режиссуры Миядзаки или «Помпоко: война тануки в период Хэйсэй» Такахаты (мультфильм о выживании енотовидных собак тануки, частых гостей японского фольклора, в эпоху массовой застройки). Но идея любви и уважения к миру, знакомства с ним получает особый шарм, когда рассматривается через призму жизни в сельской местности. 

«Мой сосед Тоторо», 1988 год. Режиссёр – Хаяо Миядзаки

Это одна из самых известных лент Гибли, завязка которой вам скорее всего хорошо знакома. Семья с детьми переезжает в деревню; отец и две дочери обустраиваются в новом доме, пока мать девочек проходит лечение в больнице – довольно бытовой сюжет. Примечателен он не только и не столько тем, что в него введены духи леса, с которыми знакомятся и заводят дружбу девочки. «Тоторо» – одна из классических анимационных лент, в которых пОлно и достоверно показан мир глазами ребёнка. И речь не только о детских страхах или желаниях. В мультфильме отражено знакомство детей с миром вокруг, показаны особенности восприятия, которые часто покидают нас во взрослом возрасте. Деревня и все её традиционные составляющие – старый и очень загадочный дом, бескрайние поля, заросли и лес – выступают как место для полноценного изучения мира во всём его многообразии и становления личности. Легко догадаться, что именно такая модель развития с точки зрения создателей «Тоторо» является предпочтительной. В конце концов, Хаяо Миядзаки неоднократно критически высказывался о чрезмерном распространении технологий и урбанизации; о детстве современного ребёнка. Но «Мой сосед Тоторо» – не ворчливая речь про необходимость выкинуть все электронные устройства, а скорее высказанное в художественной форме напоминание о вещах, присутствие которых в жизни крайне важно. 

«Ещё вчера», 1991 год. Режиссёр – Исао Такахата

Этот мультфильм не очень известен российскому зрителю, что не умаляет множества его достоинств. В основе сюжета – параллельное повествование о переживаниях главной героини, её мыслях и чувствах в два разных периода жизни. И хотя детские волнения здесь больше связаны со школьными и семейными буднями, уже с них начинается тяга персонажа к деревенскому быту. Если в Тоторо мы наблюдали девочек, находящихся бок о бок с природой, в «Ещё вчера» мы видим обратную картину – не имевшая возможности получить такой жизненный опыт в детстве героиня отправляется за ним уже во взрослом возрасте. В итоге получилась полмолномасштабная ода сельской жизни как варианту не менее полноценному, чем жизнь городская. Вместе с героиней мы проживаем и ощущаем всё – летние проливные дожди, сбор урожая, рассветы, закаты. Это мультфильм о жужжании пчёл, уколотых шипами руках, запахе сена и сорванной травинке. И такова его философия. Среди всего этого герои задаются важными вопросами и пытаются осознать жизнь, а мир вокруг помогает им в поисках. 

«Сказание о принцессе Кагуя», 2013 год. Режиссёр Исао Такахата

Последний мультфильм, к которому хочется обратиться, с ходу сложно воспринять как критический взгляд на урбанизацию, как минимум потому, что он снят по японской средневековой сказке о резчике бамбука. Но стоит немного присмотреться, и станет ясно, как он близок к той проблематике, о которой мы говорим. Сборщик бамбука Мияцуко, найдя крошечную девочку в стебле бамбука, растит её вместе с женой. И хотя девочка счастлива, проводя своё детство с деревенскими детьми, отец решает, что должен увезти её в столицу и сделать принцессой. Мы видим мир роскоши и условностей, в котором начинает жить Кагуя, и сопереживаем ей вплоть до финальных сцен. Помимо очевидного противопоставления богатой несчастной жизни и бедной, но счастливой, мы видим разницу между столицей – искусственным миром, противящимся всему естественному и живому – и деревней с её искренними, яркими днями. Это дни, когда важно всё – и ловля птиц, и красивый цветок, и царапина на коленке. В конце мультфильма Кагуя резюмирует свою цель: «Я хотела пожить по-настоящему»; хотя дворцовые дни конечно тоже были частью этого процесса, она тоскует не по ним. 

Стиль

Помимо работы над сюжетом, студия Гибли славится тщательной и осмысленной работой над визуальной составляющей своих лент. В «Тоторо» и «Ещё вчера» мы наблюдаем более характерный для студии стиль, в котором живописные фоны сочетаются с линеарными героями (и некоторыми предметами). При этом всё в кадре проработано, и созерцательность, о которой мы говорили, проявляется во внимании к мельчайшим подробностям, делающим мир в мультфильме живым – даже к капелькам росы. В «Сказании о принцессе Кагуя» переосмыслена традиционная японская живопись, в том числе средневековые свитки эмаки, и принципы каллиграфии. Важны характер линий и пространство, оставленное пустым; цвет дан словно бы «разводами» туши. Изображение кажется живым, дышащим и свободным (хотя на деле оно точно выверено). Каждый отдельный элемент, будь то найденная героями дыня или росток бамбука, изображён лаконично и при этом самодостаточен. Им хочется любоваться. 

Итог

Как уже говорилось ранее, мультфильмы Гибли крайне национальны, они «японские» в самой своей сути. Но при этом зачастую интуитивно понятны и людям из других стран, с другим менталитетом и культурным багажом. Ведь нас может объединить и то, в каком мире мы рождаемся, и то, как знакомимся с ним. И даже то, лазали ли мы в детстве по деревьям, поросшим мхом, и бегали ли босиком по сельским тропинкам.

12+