Подборка сериалов от куратора киноклуба «Soap» Алисы Мамедовой


Читайте онлайн!

2/07/2020 — 31/12/2024


Читайте онлайн!

2/07/2020 — 31/12/2024
Рубрика «Рекомендации от Кураторов киноклубов Музея кино»
О значении музыки и звукового решения фильмов и сериалов говорят не так уж часто. Куратор киноклуба «Soap», киновед Алиса Мамедова, рассказывает на примере 5 сцен из сериалов о том, какую роль в них играет музыка.  

— В 5 сезоне великого сериала «Безумцы» (Mad Men) главный герой, рекламщик Дон Дрейпер, слушает пластинку The Beatles «Revolver» — психоделическую композицию «Tommorow Never Knows». Мы видим, что Дон совершенно не понимает эту музыку — значит, он как рекламщик теряет хватку и перестаёт чувствовать время. То есть знаковая для того времени и вообще знаменующая собой все новое песня ему не нравится — как и само завтра. 
Важно и то, что пластинку ему приносит его молодая девушка, и этот разрыв между ними — это, конечно, ещё и история старения Дона, история потери контроля.

— Америка, 50-е, Мидж Мейзел разводится с мужем и решает стать стендап-комиком. В «Удивительной миссис Мейзел» (The Marvelous Mrs. Maisel) главную роль играет Рейчел Броснахэн — ей удается быть примой мюзикла в сериале, в котором почти отсутствуют музыкальные номера. Это незаметный, на первый взгляд, актерский труд, требующий особой моторики. Вот, например, эпизод из первой же серии, снятый абсолютно в духе мюзикла. И таких проездов камеры под музыку в сериале немало. К слову, главную героиню всё время пытаются вписать в музыкальный жанр, ведь красивая молодая женщина в шоу-бизнесе должна петь, а не рефлексировать на разные темы. Поэтому вдвойне интересно, что сериал использует хореографию мюзикла, но тщательно избегает песенных номеров. Игры с эстетикой мюзикла не только лучше передают дух времени, но и делают более органичной некоторую фарсовость происходящего. 
Видео доступно по ссылке: https://vk.com/video-101926927_456239303 

— В сериале «Очень странные дела» (Stranger Things) действие происходит в 80-х, и, помимо написанной специально для сериала музыки Кайла Диксона и Майкла Стейна, создатели используют непосредственно музыку 70-х – 80-х. В 1982 году англичанин Робби Грей, солист группы «Modern English», написал романтичную песню «I Melt With You» – она звучит во 2 серии 1 сезона во время вечеринки у Стива, молодого человека Нэнси, и выполняет сразу несколько функций: намекает на развитие любовной линии Нэнси и Стива, является важной приметой времени (песня занимала первые места в чартах 80-х) и способствует формированию ностальгического переживания. https://youtu.be/mX_H6Jn0Vpc

— Не менее важно и то, какая музыка звучит во время заставки. В первом сезоне сериала «Дрянь» (Fleabag) заставка показывалась на фоне джазового проигрыша, что намекало на непредсказуемость, игривость и импровизацию. Во втором сезоне на фоне заставки мы слышим хорал, что объясняется и новыми для героини переживаниями, связанными с верой, и её личным взрослением. Видео доступно по ссылке: https://vk.com/video-101926927_456239307 

— Раз уж зашла речь о заставке, стоит вспомнить и о финальных титрах — многие зрители на них не обращают внимания, а титры часто являются полноценным продолжением серии. В сериале Дэвида Финчера «Охотники за разумом» (Mindhunter) во 2 сезоне в конце 5 серии звучит композиция «Cease to Exit». Это песня Чарли Мэнсона. И тут важно несколько моментов: • именно в этой серии герои встречаются с Чарли Мэнсоном (и главный герой Холден Форд явно впечатлён этой встречей) • мы видим, что Холден Форд слушает эту песню перед встречей и замечает, что 'Мэнсон неплох' (то есть герой, зная о всех совершённых Мэнсоном убийствах, всё равно видит в нём не только маньяка) • повторное использование этой песни уже на титрах, после того, как стало известно о новом убийстве, закольцовывает историю и усиливает основной мотив серии • когда нам включают ту же песню, что слушал главный герой, мы невольно оказываемся в его же положении и оцениваем Мэнсона не только как убийцу и маньяка. https://youtu.be/-xq48xKbWRI

18+