Разговоры на вершинах. Поиски символики


Москва, проспект Мира, 119, павильон № 36, Образовательный центр. Телефон: +7 (495) 150-36-10
Стоимость лекции: 200 руб. Схема проезда

4/04/2020


Москва, проспект Мира, 119, павильон № 36, Образовательный центр. Телефон: +7 (495) 150-36-10
Стоимость лекции: 200 руб. Схема проезда

4/04/2020
Цикл лекций «Лаборатория. Вселенная Тарковского»
К творчеству крупнейших мастеров искусства неприменимы такие понятия, как влияния или заимствования, скорее тут перекличка идей, витающих в воздухе. Тем более, когда речь идет о символике, вечной, но которую каждый мастер пересоздает на свой лад. Какое эхо фильмов Луиса Бунюэля «Андалузский пес», «Назарин» и «Скромное обаяние буржуазии» звучит в «Ностальгии» и «Жертвоприношении» Тарковского, и как отзываются там же ленты Ингмара Бергмана «Земляничная поляна», «Персона», «Сквозь тусклое стекло»?  

Продолжительность занятия: 90 мин. 



Дмитрий Салынский – искусствовед, кинорежиссер, сценарист. Родился в 1949 году. Окончил отделение истории и теории искусств исторического факультета МГУ, режиссерский факультет ВГИК. Кандидат искусствоведения, доцент ВГИК. Трижды лауреат премии Гильдии киноведов и кинокритиков России. Ведущий редактор журналов «Видео- Асс» и «Киноведческие записки». Известный в мире специалист по изучению творчества Андрея Тарковского, автор книг «Киногерменевтика Тарковского», «Фильм Андрея Тарковского “Солярис”. Материалы и документы». Фрагменты книг, статьи и выступления Д.Салынского опубликованы в Бразилии, Японии, Германии, Греции, Румынии, Польше. 

Занятия будут проходить в форме семинаров с вводными сообщениями по каждой теме обсуждения. Приглашаем всех, кому интересно творчество Тарковского. Возраст, профессия и уровень образования не имеют значения. Важна ваша увлеченность темой. И еще – умение слушать и доброжелательно обсуждать любые мнения. 

Фильмы Андрея Тарковского до сих пор остаются самыми загадочными в мировом кино. Авторы нескольких тысяч статей и книг в разных странах размышляют об их смысле и о том, как они сделаны. Участники «Лаборатория Тарковского» в Музее кино будут строить собственные версии и обсуждать самые разные трактовки картин великого режиссера, размышлять об их значении, структуре, стиле, сопоставлять образы Тарковского с идеями других крупных режиссеров и заметными явлениями культуры. 

Расписание занятий:

Тарковский создал в своих фильмах «хронотоп диалога культуры»: в сюжеты и изобразительный ряд его фильмов включены многочисленные артефакты, перекликаются произведения классической живописи разных эпох и стран, поэзии, музыкальные лейтмотивы. В наши дни этот диалог вышел за пределы фильмов Тарковского и преобразовался в диалог мировой культуры с самим режиссером, материализовался во множестве посвященных ему произведений живописи, музыки, книг и театральных пьес, есть даже созданные по мотивам его фильмов витражи и балеты. Тарковский задавал вопросы – ему отвечает современное искусство. Хронотоп диалога культуры продолжается. 

08 февраля, 17.00 «Образцы» 
Стиль Тарковского индивидуален, непохож ни на что другое, и тем не менее можно найти его истоки в мировом кино. Легко сопоставить яблоки в «Земле» Александра Довженко и «Ивановом детстве» Тарковского, и сам режиссер называл Довженко своим учителем, но есть и менее очевидные, совершенно неожиданные параллели с «Судьбой человека» Сергея Бондарчука и фильмами Сергея Эйзенштейна, о которых он всегда отзывался неодобрительно. Живописные отсылки ведут от фильмов Тарковского к картинам не только Питера Брейгеля, Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера, но и Григория Сороки, Алексея Венецианова, Сальвадора Дали. 

07 марта, 17.00 «Развитие идей» 
Кто из современных отечественных и зарубежных режиссеров – европейских, американских и корейских – действительно следует Тарковскому? Кто развивает отдельные мотивы его творчества? Кто дискутирует с ним? Подражать Тарковскому легко, но следовать ему трудно. Чем подлинный стиль фильмов Тарковского отличается от «тарковщины»? Где спрятана тайна его фильмов – в стилистике или философии? Ответы на эти вопросы мы попробуем найти, рассмотрев фильмы таких мастеров, как Александр Сокуров, Константин Лопушанский, Теренс Малик, Ларс фон Триер, Ким Ку Дук. 

04 апреля, 17.00 «Разговоры на вершинах. Поиски символики» 
К творчеству крупнейших мастеров искусства неприменимы такие понятия, как влияния или заимствования, скорее тут перекличка идей, витающих в воздухе. Тем более, когда речь идет о символике, вечной, но которую каждый мастер пересоздает на свой лад. Какое эхо фильмов Луиса Бунюэля «Андалузский пес», «Назарин» и «Скромное обаяние буржуазии» звучит в «Ностальгии» и «Жертвоприношении» Тарковского, и как отзываются там же ленты Ингмара Бергмана «Земляничная поляна», «Персона», «Сквозь тусклое стекло»? 

Как распределить сюжет в пространстве фильма? Как ввести в фильм хроникальные мотивы, дыхание подлинной жизни? Эти вопросы волновали режиссеров той эпохи, когда Тарковский вошел в кинематограф, и его ответы в чем-то совпадают, а в чем-то спорят с ними. В 1964 году Тарковский в жюри Венецианского фестиваля голосовал за приз «Красной пустыне» Микеланджело Антониони. Как отзвуки этого фильма звучат в «Зеркале», а эхо фильмов «Блоу-ап» и «Забриски-пойнт» – в «Жертвоприношении»? На чьи вопросы должна была отвечать Мать в этом фильме Тарковского, и с кем говорят персонажи лент Годара «Маленький солдат» и «Безумный Пьеро» – с партнерами или зрителями? 

16+
  



П о д п и с а т ь с я   н а   р а с с ы л к у


Дорогие друзья!
Добро пожаловать на новый сайт Музея Кино.

Мы постарались сделать его интересным и удобным, и продолжаем над этим работать. В ближайший месяц здесь будут появляться новые разделы и материалы. Если у Вас появятся какие-то предложения и идеи по сайту, будем рады их получить.

Ваше имя *
Email *
Ваши предложения *