Забытые мультфильмы Романа Качанова


Читайте и смотрите онлайн!

14/05 — 31/12/2020


Читайте и смотрите онлайн!

14/05 — 31/12/2020
Цикл «Забытые мультфильмы известных аниматоров»
Вместе с ведущей цикла показов «Забытые мультфильмы известных аниматоров» киноведом и исследователем анимационного кино Екатериной Семёновой вспоминаем Романа Качанова, режиссера «Варежки», «Тайны третьей планеты», серии про Крокодила Гену и Чебурашку. 

Анимация заворожила Качанова еще в юности. Во время войны он увидел учебный фильм о преимуществе автопилота над ручным управлением самолета, в котором была короткая анимационная вставка. Глядя на одушевленные рисунки, будущий прославленный режиссер задумался: «Как здорово было бы оживить собственные шаржи!». Оставив свое прежнее образование (Московский институт инженеров транспорта), в 1946 году Качанов пришел на студию «Союзмультфильм» и десять лет посвятил рисованию. Он работал аниматором на картинах Александра Иванова, сестер Брумберг, Ламиса Бредиса, Михаила Цехановского, Ивана Иванова-Вано. Был ассистентом Льва Атаманова на «Желтом аисте» (1950), «Аленьком цветочке» (1952) и «Золотой антилопе» (1954), выступил в качестве художника-постановщика в «Заколдованном мальчике» (1955) Александры Снежко- Блоцкой и Владимира Полковникова. 

И хотя любовь к рисованным фильмам не прошла, графику со временем заменила иная страсть. Поработав с Анатолием Карановичем над мультфильмом «Петя и волк» (1958) на Объединении кукольных фильмов, Качанов на долгое время забыл про рисованное кино, всецело отдавшись куклам. Впрочем, графическая мультипликация заняла в его режиссерской фильмографии не менее почетное место («Тайна третьей планеты», 1981). 

Предлагаем вспомнить некоторые из анимационных работ Романа Качанова, на примере которых можно проследить основные принципы, которым он следовал в своем творчестве. 

«Старик и журавль» (1958) 
Сценарий своего первого мультфильма по мотивам русской народной сказки Качанов сочинил вместе с писателем И. Финком. Он отмечал, что движения кукол здесь были далеки от совершенства, но все же значительно лучше, чем в «Пете и волке». Уже в первой работе он начал задумываться о том, как достоверно передать эмоции в анимационном произведении. Одним из самых важных методов стал жест, незаметный штрих, благодаря которому персонаж перестает быть просто куклой. Так, в одной из сцен старик, садясь в лодку, ногой отталкивается от берега. Это незначительное движение оживляет действие, придает персонажу правдоподобность. Для таких тончайших жестов Качанов придумал особенное название — «запланированные неудобства». «Вы садитесь на стул и инстинктивно поправляете одежду. Вы встаете со стула и не задумываясь, непроизвольно, стряхиваете крошки, приставшие к одежде. Вы ставите на грифельной доске мелом точку и автоматически поворачиваете мел, чтобы точка была жирнее. Но когда мультипликатор оживляет рисунок или куклу, то забывает об этом», — рассуждал режиссер. По его мнению такие «неудобства» аниматор должен планировать в каждой сцене. Только тогда она станет по-настоящему живой. 


«Влюбленное облако» (1959) 
Авангардный мультфильм по сценарию турецкого поэта Назыма Хикмета получил широкое признание в СССР и за рубежом. Уникальным мультфильм делает сочетание нескольких сложных техник: объемной и простой «перекладки», кукольной и рисованной анимации. Благодаря этим приемам змея вдруг причудливым образом превращается в коня, летящего по небу, цветы и ветви деревьев изгибаются в изящном танце, а влюбленное в прекрасную Айше облако волшебным дождем проливается на погибающий от засухи сад. 


«Машенька и медведь» (1960) 
К работе над сценарием для мультфильма «Машенька и медведь» по пьесе Г. Ландау Качанов приступил еще во время съемок «Влюбленного облака». Вместе с художником- постановщиком Николаем Серебряковым (также работал с Качановым на фильмах «Новичок и «Обида») они придумали необычное решение: куклы были без ртов, все эмоции передавались через выразительную жестикуляцию. Удивительно, что многие коллеги Качанова и обычные зрители не обратили на это внимания. Всем показалось, что артикуляция (которой вовсе не было!) выполнена очень синхронно. Именно тогда Качанов лишний раз убедился, что не слово, а жест — главное в выражении эмоции персонажа. 


«Алешины сказки» (1964) 
Качанов был уверен, что самые требовательные зрители — дети. Они быстрее взрослых понимают смысл и мгновенно чувствуют ложь. «В сказке, в фантазии, в самом необыкновенном построении сюжета, в самых причудливых поступках персонажей дети все равно живо чувствуют правду, замечал режиссер. — Их мозг, казалось бы, не изощренный в смысле жизненного опыта, отторгает от себя ложь, и они не способны увлечься надуманным ходом событий». Проводником в мир детских мыслей в «Алешиных сказках» становится маленький мальчик, который скучает по бабушке и хочется поехать к ней в деревню. В своих мечтах он оживляет игрушечный паровозик, деревянных солдатиков, корову, мышонка, льва и даже маленькие подъемные краны. Отличить реальность от фантазии помогает техника: сочетание натурных черно-белых кадров и кукольной анимации. 


«Портрет» (1965) 
Один из немногих рисованных мультфильмов Качанова — сатирическая история по сказке Сергея Михалкова. Мораль сюжета проста: честная критика может быть очень полезной для некоторых зазнавшихся и самоуверенных личностей. Для усиления гротескного звучания, персонажи нарочно раскрашены в непривычные цвета – изумрудно-зеленый осел, синий заяц, фиолетовый медведь. 


«Потерялась внучка» (1966) 
«Мне кажется, что встреча с темой, как встреча с любимой, всегда происходит случайно, — рассуждал Качанов. — Все мои мультфильмы, и в первую очередь ‘’Потерялась внучка’’, были подготовкой к ‘’Варежке’’». Он полагал, что многие художники становятся авторами лишь одного крупного произведения, а вся остальная работа — подготовка к моменту триумфа. Однако эту аксиому режиссер, конечно, опроверг, ведь в его творческой карьере трудно выделить один-единственный шедевр. И все-таки некоторые фильмы были шагами на пути к будущим открытиям. История о непоседливой внучке, которая сбежала от дедушки, как и «Варежка, поучительна для детей и для взрослых. Девочка понимает, что взрослых надо слушаться, а дедушка признает, что пугать детей даже в воспитательных целях — не самая лучшая затея. 


«Соперники» (1968) 
Процесс создания мультфильма для нас всегда остается загадкой. Как оживают эти нарисованные человечки или куклы, как один кадр сменяет другой, скольких усилий стоит аниматору создать всего одну минуту действия на экране? Качанов позволяет нам взглянуть на этот кропотливый процесс изнутри. В начале мультфильма аниматор в студии расставляет своих героев на сцене, покадрово фиксирует изменение их положений, и вдруг перед нами разворачивается жизненная история о правде и лжи, любви и измене. 


«Письмо» (1970) и «Мама» (1972) 
Лирические зарисовки «Письмо» и «Мама» раскрывают тему отношений ребенка с родителями через тонкие жесты и аллегоричные образы. Здесь природа становится зеркалом, отражающим переживания героев, бытовые предметы превращаются в сказочные, а печаль всегда живет бок о бок с радостью. «Юмор обязателен в каждом мультфильме, независимо от его содержания, — считал режиссер. — А для сюжета, в основе которого лежит грустная история, юмор тем более необходим».




Проект организован при поддержке киностудии «Союзмультфильм».
    
12+
  



П о д п и с а т ь с я   н а   р а с с ы л к у


Дорогие друзья!
Добро пожаловать на новый сайт Музея Кино.

Мы постарались сделать его интересным и удобным, и продолжаем над этим работать. В ближайший месяц здесь будут появляться новые разделы и материалы. Если у Вас появятся какие-то предложения и идеи по сайту, будем рады их получить.

Ваше имя *
Email *
Ваши предложения *