Фототека502 экспоната на сайте

Является самым большим по объему собранием Музея кино. На текущий момент содержит более 47 тыс. единиц хранения. Материалы фонда отражают вековую историю отечественного и, в меньшей степени, зарубежного кино в самых разных ее аспектах. Фототека собирает:

  • негативы (оригиналы и  дубль-негативы).
  • авторское и рекламное фото
  • слайды и открытки.
  • срезки кинокадров, вошедших и не включенных в монтаж фильма, а также срезки несохранившихся фильмов.

Тематически Фототека Музея кино делится на следующие разделы:

Портретная галерея кинематографистов

Дает представление не только об эстетике искусства фотопортрета, но включает материалы, отражающие творческую и личную жизнь деятелей кино. Кинематографисты запечатлены на различных мероприятиях (кинофестивалях, семинарах, встречах со зрителями и коллегами, занятиях со студентами во ВГИКе), в кругу семьи и друзей. Ценные свидетельства этого принципа комплектования — авторские отпечатки актерских портретов, сделанных оператором Жозефом Мартовым; фотосессия Михаила Ромма, выполненная Борисом Балдиным. Фотоматериалы, биографические материалы и портреты из архивов режиссера Сергея Эйзенштейна, Андрея Тарковского.

Коллекция авторских негативов — это портреты кинематографистов, снятых фотографами Вайлем, Тер-Ованесовым, Голдобиным, Виленкиным, Гершманом по заказу Бюро пропаганды советского киноискусства в  1950–1980-е гг.

Фотопробы актеров

Обычно эта совместная работа фотографа и гримера дает возможность увидеть процесс поиска света и грима при создании образа персонажа будущего фильма и определяет конечный выбор режиссером того или иного актера на роль. Например, фотопробы к фильмам «Иван Грозный ( 1944—1945 гг.) С. Эйзенштейна; «Свадьба» (1944 г.) И. Анненского; «Жертвоприношение» (1986 г.) А. Тарковского, выполненные в разной фотографической стилистике — интересны сегодня как свидетельства кропотливой работы над образами героев будущих фильмов.

Рабочие моменты киносъемок

В том числе выбора натуры и освоение декораций. Наши раритеты:

  • фото типажей и пейзажей, различных бытовых предметов из архива режиссера Льва Кулешова и художника Петра Галаджева, снятые в Таджикистане в 1935 г., позволяют увидеть замысел неосуществленной постановки фильм «Дохунда»;
  • фотограф Владимир Мурашко, который работал с режиссером А. Тарковским почти на всех картинах, не ставил своей целью чисто техническую фиксацию съемочного процесса, но всегда создавал особый ракурс, выбирая эмоциональным центром фигуры режиссера и оператора за кинокамерой.

Кадротека

Включает в себя срезки с кинопленки (негативные и позитивные) и фотоотпечатки с них:

  • пробы пленки, т.н. «сайнексы», сделанные великими операторами Андреем Москвиным, Сергеем Урусевским. Эти материалы дают возможность увидеть работу по определению композиции кадра будущего фильма и установки света;
  • фотоотпечатки со срезок, не включенных в окончательный монтаж картины. Непосвященным все это может показаться незначительным. Но среди хранимых эпизодов есть «Зеркальная комната» — сцена, не включенная А. Тарковским в фильм «Солярис». Существующая автономно она служит примером взыскательности и художественной требовательности режиссера, дополняет историю создания фильма;
  • монтажные срезки (малые, всего в несколько кадров фрагменты кинопленки, которые при монтаже выбрасываются в корзину), а также случайно сохранившиеся фотографии, которые иногда служат единственным источником нашего знания об утраченных фильмах. Так, например, срезки фильма Абрама Роома «Ухабы» (1928 г.) дают сегодня возможность восстановить зрительный ряд фильма по эпизодам, получить представление о сценах, декорациях, облику персонажей.

Фотореклама

  • большое собрание комплектов рекламных фотографий (кадров из фильмов, портреты актеров в ролях, портреты членов съемочных групп), которые в обязательном порядке выпускались фабрикой «Рекламфильм» и сопровождали выход в прокат всех советских фильмов (игровых и документальных) в период 1930–1980-х гг.

В обычной практике кинопроизводства на каждом фильме работает фотограф, его фотосъемка используется при производстве рекламных фотографий. Фотографы, осуществлявшие такую съемку, были настоящими мастерами своего дела: Владимир Мурашко, Борис Балдин, Виктор Кречет, Евгений Шахров, Валерий Кузин. Рекламные фотографии, выполненные ими, характеризуются равновесием между близостью к стилистике операторской работы и таким построением фотокадра, при котором его статичность вбирает в себя динамику кинодействия.

Отличный от кинокадра композиционный рисунок, благодаря, как правило, не горизонтальной, а вертикальной композиции, делает фотокадр более «собранным» и острым — это почерк Виктору Домбровского, в ставших классикой, неоднократно публиковавшихся кадрах из фильма «Иван Грозный».

Летопись киножизни

  • фотоматериалы по темам: кинофестивали, премьеры кинофильмов, съезды кинематографистов, события общественной жизни, связанные с кинематографом;
  • работы фотографов Галины Кмит, Игоря Гневашева, Николая Гнисюка, сделанных в жанре фоторепортажа, вошли в альбом «История Московского международного кинофестиваля в фотографиях. 1959—2002 гг.».

Фотографии событий общей истории и культуры

  • собрание фотографий фронтовых кинооператоров, снимавших Великую Отечественную войну, дает уникальную возможность видеть их, запечатленных своими коллегами во время боевых действий.
  • Мы храним личные архивы Абрама Кричесвкого, Павла Касаткина, Аркадия Левитана, Михаила Посельского, Дмитрия Рымарева, Семена Школьникова;
  • коллекция исторических фотографий, собранная художником Яковом Ривошем (улицы и проспекты Москвы и Петербурга, экстерьеры и интерьеры дворцов, особняков и различных зданий, витрины магазинов, типажи и одежда всех сословий — той России, которой уже нет — России начала XX века).

Собрание открыток

  • фотографические и полиграфические открытки-портреты русских кино- и театральных актеров 1910–1920-х гг.;
  • комплекты открыток популярных актеров зарубежного кино 1920–1930-х гг.;

Ценность представляют рекламные комплекты открыток-малюток (Германия, 1930-е годы) из-за их чрезвычайной редкости, открытки с изображением актеров советского кино 1950–1980-х гг., выпущенных региональными отделениями Бюро пропаганды советского киноискусства. Это работы известных фотографов: Тер-Ованесова, Вайля, Голдобина, Гершмана, Виленкина.

В каждом из разделов хранения Фототеки есть уникальные материалы и коллекции, представляющие исторический и научный интерес. Невозможно все перечислить, назовем лишь самые значительные:

Архивы режиссеров

  • Александра Медведкина (фотоматериалы по Кинопоезду, 1930 г.);
  • Игоря Савченко (негативные и позитивные срезки несохранившихся фильмов «Никита Иванович и социализм» 193 I г., «Люди без рук» 1932 г.);
  • Сергея Эйзенштейна (рекламные фото, рабочие моменты съемок, портреты);
  • Андрея Тарковского (биографические материалы, фотографии, негативы к антологии всех фильмов).
  • Романа Кармена (уникальные материалы о работе режиссера в Испании в  1937—1939 гг. и в годы Великой Отечественной войны 1941–1945-е гг.);
  • материалы, связанные с автопробегом Москва- Кара-Кум-Москва 1930-е годы и др.
  • Михаила Ромма (рабочие моменты съемок фильмов, фото из семейного альбома)

Архивы операторов

  • Александра Левицкого (фотоматериалы по отечественному кино 1910-х гг.);
  • Андрея Москвина и Константина Венца (Венценосцева) (стеклянные и пленочные негативы);
  • Сергея Урусевского (позитивные срезки-сайнексы);
  • Анатолия Головни и Леонида Косматова — биографические и рабочие материалы по всем фильмам, на которых они работали;
  • Виктора Домбровского — фотопробы, рабочие моменты съемок к фильму «Иван Грозный», позитивные срезки к  3-й серии фильма.
  • Архив Центральной студии документальных фильмов — большое собрание документальных фотоматериалов, которые являются уникальным свидетельством жизни страны советского периода.

Архивы киноведов

  • Николая Лебедева — кадры из несохранившихся фильмов 1920-х гг.;
  • Виктора Листова — материалы по документальному кино;
  • Александра Кукаркина — большое собрание рекламной продукции по зарубежному кино, в частности к фильмам Чарли Чаплина

Архивы актеров

Любови Орловой, Олега Даля, Олега Янковского, Иннокентия Смоктуновского, Лидии Смирновой, Нины Алисовой (оригиналы и пересъемки).

Ценнейшая коллекция «стереопар» 1900—1910 гг. с изображением столиц стран мира, памятников истории, архитектуры, типажей и ландшафтов из личного архива известного кинорежиссера Г. Рошаля, переданная в дар Музею его внуком.

В начале 1990-х годов Музею были переданы материалы архива Центральной студии документальных фильмов, связанные с кинооператорами, участвовавшими в Великой отечественной войне 1941—1945 гг.

Собрание Фототеки Музея кино дает возможность проследить историю развития отечественного кинематографа. Получить представление о том, как создается фильм от замысла до завершения в периоде всего кинопроцесса.