Выставка «Мастер на все руки»


Москва, 129223, проспект Мира, 119, павильон № 36. Телефон: +7 (495) 150-36-10
Вход по билету в Музей кино. Схема проезда

5/11/2022 — 31/01/2023


Москва, 129223, проспект Мира, 119, павильон № 36. Телефон: +7 (495) 150-36-10
Вход по билету в Музей кино. Схема проезда

5/11/2022 — 31/01/2023
Временная выставка
4 ноября в 16:00 в рамках ежегодной всероссийской акции «Ночь искусств» Музей кино открывает новую экспозицию - «Мастер на все руки. К 90-летию оператора-изобретателя Игоря Черныха». 

Говорят, оператор – единственная чисто кинематографическая профессия. Потому что драматурга, режиссёра, актёров, художника, композитора кинематограф унаследовал у своего «старшего брата», театра. И все их усилия были бы напрасны, если бы не оператор. Ведь именно он фиксирует происходящее перед камерой – и тем самым обеспечивает последующее воспроизведение зафиксированного. 

Герой экспозиции – Игорь Черных, оператор таких замечательных фильмов, как «Алёнка» Бориса Барнета, «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая, «Мачеха» Олега Бондарева, «Битва за Москву» Юрия Озерова и многих других. 

«Оператор является важнейшим соратником кинорежиссера, поскольку именно он воплощает те образы, ту среду, которые, до того, как прозвучит команда «Мотор!», существуют лишь в форме замысла. Должно быть соответствие на уровне художественного мышления, которое обеспечит создание выдающегося произведения кинематографического искусства. Игорь Анатольевич, как и подобает большому мастеру, мог работать с разными режиссерами и неизменно находить с ними общий язык. При этом он снимал с настоящими классиками нашего кино – достаточно посмотреть его фильмографию, в которую вписаны имена Бориса Барнета, Юрия Озерова и, конечно, Леонида Гайдая. В титрах фильма «Бриллиантовая рука», мы читаем: «В воздухе, на земле, на воде и под водой снимал оператор-постановщик Игорь Черных». Своим творчеством он доказал, что оператор – профессия героическая», - отметила директор Музея кино Лариса Баженова. 

Игорь Черных был не просто оператором, он был изобретателем, автором уникальных и востребованных приспособлений для съёмок кино. Ему принадлежала идея создания первого в СССР стабилизирующего устройства, позволившего снимать в движении без традиционных рельсов, операторской тележки и крана-подъёмника. Стабилизатор Черныха появился немногим позже знаменитой американской системы «Стедикам» (Steadicam) и служил отечественным операторам добрых два десятилетия. Теперь это уникальное устройство хранится в Музее кино. И его можно будет увидеть в экспозиции. 

Еще в 2000-е годы Игорь Анатольевич Черных передал в фонд нашего музея технические устройства, выполненные по его разработкам, а также свои графические работы (раскадровки, рисунки, шаржи), предметы кино- и фототехники, уникальные фотографии со съёмок фильмов. 

Автор идеи выставки – Эмма Малая, старший научный сотрудник, хранитель фонда кино-фототехники и предметно-мемориального фонда Музея кино, близкий друг И.А. Черныха. 

6+