В Библиотеке киноискусства Музея кино стартует цикл показов «КиноНобель»
27/02/2024
До 16 августа 2024 на площадке покажут фильмы, снятые по литературным произведениям лауреатов Нобелевской премии Цикл откроется 1 марта 2024 года вводной лекцией киноведа Майи Монгольцевой, начало в 18:30. После нее, в 19:15, гости вечера смогут посмотреть фильм «Пигмалион» (1938) по одноименной пьесе Джорджа Бернарда Шоу. Этот драматург и романист – одна из двух персон в истории, которую удостоили одновременно Нобелевской премии в области литературы (1925) и премии «Оскар» (1939), именно за сценарий фильма «Пигмалион». Не всегда, но, как правило, литераторам вручают премии не за конкретные произведения, а за индивидуальные творческие заслуги, суммирующие отрезок литературного пути. Так, Шоу получил свою премию «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искромётную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой».
Ближайшие весенние показы киноцикла будут посвящены произведениям Ивана Бунина, Александра Солженицына и Джона Голсуорси. Даты и время могут меняться, за актуальным расписанием рекомендуется следить на сайте Музея кино и в соцсетях:
24 марта, 17:00. "Иван Денисович", реж. Глеб Панфилов (2021, 104 мин., 16+)
27 апреля, 13:00. "Солнечный удар" реж. Никита Михалков (2014, 174 мин., 12+)
12 мая, 15:00. "Сага о Форсайтах" реж. Комптон Беннетт (1949, 113 мин., 12+)
Список летних кинопоказов будет анонсирован позднее.
Ряд произведений лауреатов Нобелевской премии были экранизированы не единожды, что доказывает большой интерес режиссеров к художественному осмыслению влиятельных текстов, а также попытке дать собственное визуальное воплощение знакомым произведениям. В этом списке романы «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, «Тихий Дон» Михаила Шолохова, «Книга джунглей» Редьярда Киплинга, «Старик и море» Эрнеста Хэмингуэя и другие. Многие из экранизаций авторов-лауреатов Нобелевской премии стали признанными вершинами кинематографа и вошли в категорию классики, объединяя гениальный замысел и тонкий психологизм исходного текста и мастерство постановки. В этом списке «Гроздья гнева» (1940), принесшие Джону Форду «Оскар» за лучшую режиссуру, «Пианистка» (2001) Михаэля Ханеке, получившая Гран-при жюри на Каннском кинофестивале, и «Жестяной барабан» (1979) Фолькера Шлёндорфа, ставший триумфатором и на «Оскаре», и в Канне. Многие сочинения нобелевских лауреатов поддерживали и вдохновляли кинематографистов. Так, в рукописном фонде Музея кино сохранены свидетельства из личной переписки многих публичных личностей, где отмечается значение трудов Уильяма Фолкнера.
Куратор цикла и киновед Майя Монгольцева комментирует замысел: «С самого зарождения кинематографа создатели фильмов обращались к литературе в поиске увлекательных сюжетов, уникальных смыслов, объемных образов метафор. И, если взять за точку отсчёта день рождения кино, 28 декабря 1895 года, то мы увидим, что литературный “Нобель” стартовал почти одновременно – первую премию вручили в 1901 году. Но с этого года лишь началась академическая оценка влиятельных произведений, которые в этом же году уже вовсю экранизировались, хороший пример – “Quo Vadis?” Генрика Сенкевича». Можно утверждать, что кинематограф развивался под камертон литературы, а литературный “Нобель” был и остается воплощением духа времени, сосредоточением мысли и передовых идей, которые так и просятся к интерпретации в аудио- визуальном формате, особенно в момент страстного освоения «важнейшего из искусств» и его трансформации. На пересечении этих двух тем – кино и литературы – рождается множество киноведческих задач. Среди них обсуждение проблем экранизации, изучение вариантов интерпретации одних и тех же произведений кинематографистами разных школ и эпох, определение различий текста и кинотекста и многие другие. Цикл предлагает зрителю возможность вновь обратиться к любимым и значимым произведениям и осмыслить успех их воплощения на большом экране.