В создании сценария к этому фильму участвовал писатель Алексей Толстой. Незадолго до того, в 1934 году, были опубликованы две книги из его романа «Пётр Первый», над которым он работал с 1929 года. Как известно, роман не окончен (работу над ним прервала смерть писателя в 1945 году), жизнеописание первого российского императора в нём охватывает период с детства Петра до 1704 года, когда русскими была взята Нарва. В фильме же действие оканчивается в 1721-м — то есть, приглядевшись к сценарию этой картины, можно предположить, как Толстой дальше вёл бы линию Петра в своём романе.
Фильм Владимира Петрова, снимавшийся на «Ленфильме», был «программным» произведением, и работа над ним велась под личным присмотром И. В. Сталина. Пётр I в этой картине прежде всего политик, радеющий об укреплении суверенитета своего государства. «Вы приехали мирить меня с королём Карлом? — обращается он к иностранному посланнику. — От мира мы никогда не отказывались. Не для войны — для вечного мира вернули мы от шведов наши древние балтийские вотчины, ибо без моря государство наше чахнет. А с морем готовы честно торговать и жить в добром соседстве. А хотите нас пугать — что ж хорошего? И мы вас станем пугать».
В заслугу авторам картины стоит занести очень важное обстоятельство: несмотря на «программность» этого Петра I, они сумели наделить своего героя чертами живого человека. Он не только трибун и воин, но и весёлый пересмешник, затейник, наконец, ценитель женской красоты. Общими усилиями драматург, режиссёр и великие актёры Николай Симонов (Пётр I), Михаил Жаров (князь Меншиков), Михаил Тарханов (генерал Шереметев), Алла Тарасова (Екатерина I) создали полнокровные образы исторических личностей и обеспечили фильму долгую жизнь. В 1965 году фильм был восстановлен в соответствии с новыми техническими параметрами показа. И пусть под это дело в него были внесены корректировки в плане содержания (сокращения, изменения в интертитрах) - сам факт поновления картины свидетельствовал о том, что она по-прежнему пользуется зрительским спросом.