Дилогия классика советского кино Сергея Герасимова основана на романе Алексея Толстого «Пётр Первый» и рассказывает о первой половине жизни будущего императора. И если в случаях других картин мы «застаём» Петра сразу в немецком кафтане, то у Герасимова очень подробно описана Московия времён петровского детства. Из этого описания становится ясно, почему у Петра всю жизнь дёргалась щека, случались припадки дикого гнева и эпилептические судороги. С малолетства он привык опасаться за свою жизнь, так как на эту жизнь не единожды покушались. Озверелые лица стрельцов, штурмовавших дворец его матери, царицы Натальи Кирилловны, возникали у Петра перед глазами до самой смерти, хотя с теми стрельцами он давно расправился…
Герасимов – мастер тщательной психологической разработки характеров. И Пётр в его фильмах получился сложной, многомерной личностью, замешанной на травме. Он нашёл в себе силы бороться за власть, победить и строить беспрецедентно новую жизнь. Однако, детских обид не простил и дедовских методов расправы с врагами не отринул.