Большую часть Фондов анимации и диафильма Государственного центрального музея кино составляют графика и изобразительные материалы. Анимация и диафильм — это, как правило, от начала и до конца выдуманный, ирреальный мир. Мы видим его таким, каким его нарисовал художник или играет кукла.
Анимационная коллекция Музея кино начала формироваться в 1988 году. Кукольное объединение киностудии «Союзмультфильм», крупнейшей мультипликационной студии тех лет, передало Музею комплекс материалов по кукольным фильмам 1960–1980 годов. Позже, к ним добавилась значительная часть материалов из рисованного объединения студии. Это были эскизы, раскадровки (развернутый художником в серии рисунков будущий фильм), схемы и эскизы кукол и декораций, фазы и сцены из рисованных фильмов, «фильмовые дела» (варианты сценария, договоры с авторами, официальная переписка, стенограммы художественных советов
Одним из самых ранних фильмов, предметно представленных в Фонде анимации, является «Китай в огне», созданный в 1925 году выпускниками ВХУТЕМАСа Н.и О. Ходатаевы, З.Комиссаренко, Ю.Меркулов, В.и З.Брумберг. Они пришли в анимацию уже профессиональными художниками, испытавшими влияние своих учителей, прославивших русский авангард — Р.Фалька, А.Машкова, П.Кузнецова. От фильма сохранились уникальные, бесценные плоские марионетки и несколько сцен.
Богатейшие свидетельства различных периодов советской анимации сосредоточены в персональных коллекциях ее пионеров и мастеров И.
Пожалуй, самым полным, продуманным по выбору, качеству и сохранности предметов является архив Федора Хитрука. Патриарх советской анимации представлен в коллекции и как выдающийся режиссер, и как превосходный аниматор (сохранился его мультипликат к фильмам «Снежная королева», «Непьющий воробей», «Сказка о Чапае» и др.), и как педагог. Основы авторской анимации, культивированные Федором Хитруком, творчески развивались следующим поколением режиссеров «Союзмультфильма» — А.Хржановским, Ю.Норштейном, Э.Назаровым. В этой связи большой интерес для изучения и практического применения имеют стенограммы лекций и бесед на Высших курсах режиссеров, где преподавали Ф.Хитрук, А.Хржановский, Ю.Норштейн, Э.Назаров и учились М.Алдашин, И.Максимов, М.Тумеля и А.Петров.
Очень интересна коллекция режиссера и выдающегося мультипликатора Бориса Дежкина — «бога движения», как его называли коллеги. Его архив — уникальное учебное пособие для аниматоров, большую часть которого составляют рисованные фазы многих сцен, сделанных Дежкиным собственноручно для фильмов «Шайбу! Шайбу!»,
К числу материалов, составляющих гордость музейного собрания, безусловно относится архив
Коллекция диафильма оформилась в 2013 году и представляет корпус графических
Фонды анимации и диафильма Музея кино проводят активную работу по пропаганде российского анимационного наследия. Выставки и мероприятия, организованные сотрудниками Музея кино, проходят с неизменным успехом и позитивной критикой. Крупнейшими выставками с привлеченными из Фондов анимации и диафильма были персональные ретроспективы Федора Хитрука, Леонида Шварцмана и Бориса Дежкина.
На текущий момент объем Фонда анимации Музея кино насчитывает около 25 тыс. единиц хранения, объем Фонда диафильмов - около 22 тыс. единиц хранения.