Задача фонда — собирание, хранение и изучение разнообразной предметной среды кинематографа и вещных реликвий его истории. В настоящее время фонд насчитывает более 10 тыс. единиц хранения, разнообразных по типу и назначению. В соответствии с характером предметов в фонде сформированы «блоки» из разнородных, но типологически связанных материалов, которые со временем выделятся в самостоятельные фонды.
Предметы художественного оформления фильмов
В этом блоке собраны костюмы к фильмам и их детали, созданный на студиях реквизит и подлинные вещи (мебель, бытовые предметы и изделия прикладного искусства), макеты декораций, макеты для комбинированных съемок.
Среди костюмов уникальны 9 вещей из костюмного комплекса к шедевру С. М. Эйзенштейна «Иван Грозный», в коллекции реквизита выделяются вещи из фильма Акиры Куросавы «Дерсу Узала». Есть и подлинные костюмы начала ХХ века — эпохи становления кино: фраки, цилиндры, дамские платья с аксессуарами.
Среди макетов — выразительная натурная декорация для фильма А. Н. Митты «Затерянный в Сибири». Характерные макеты для комбинированных съемок — парусные корабли из «Отелло» С. И. Юткевича и «Садко» А. Л. Птушко, макет карусели из фильма «Мэри Поппинс, до свидания!». Особый интерес представляет модель действовавшего в 1932–1935 годах «Кинопоезда» А. И. Медведкина: это киностудия на колесах, с монтажной, лабораторией, кинозалом и даже гаражом.
Мемориальные коллекции
Музей собирает и хранит личные вещи, принадлежавшие известным деятелям кино, «орудия творчества» операторов и художников, скульптурные портреты видных кинематографистов, призы, медали и другие награды, присужденные фильмам и их создателям. В этой группе — керамика, собранная В. И. Пудовкиным, орден Красной Звезды и вещи с письменного стола Дзиги Вертова, гитара Б. В. Барнета, бюсты С. М. Эйзенштейна, Л. В. Кулешова, М.Донского, светофильтры А. Н. Москвина, «Ника» И. М. Смоктуновского, палитра Г. А. Мясникова.
Бесценны реликвии, связанные с кинематографистами, снимавшими на фронтах Великой Отечественной войны: ручные кинокамеры и операторские приспособления, гимнастерки и плащ-палатки, светильники из гильз и котелки… Вещи, документы, фотографии фронтовых операторов были собраны в свое время на Центральной студии документальных фильмов и в 1993 году переданы Музея кино. В этой предметной группе — «Оскар», присужденный фильму Ильи Копалина и Леонида Варламова «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» (1942).
Уникальны 4 больших барельефа на темы кино, созданные скульптором В. С. Лемпортом для неосуществленного проекта оформления кинотеатра «Октябрь».
В фонде хранятся и коллекции виниловых пластинок, в которых центральное место занимают записи киномузыки и песен из фильмов, а также пластинки с «устными рассказами» М. И. Ромма, с записями выступлений Любови Орловой и Валентины Караваевой, диск, посвященный Василию Шукшину и другие пластинки, связанные с кино… К ним примыкает аппаратура, на которой можно слушать эти записи: патефоны со специальными чемоданчиками для хранения пластинок, и радиола 1960-х годов.