«”Свой/чужой”» и границы субъективного в кино»


Стоимость: 100 руб. Схема проезда

11/04/2021


Вход свободный. Схема проезда

11/04/2021
Онлайн-киноклуб «Synéma»

Встреча киноклуба пройдёт на платформе Zoom. 

Синестезия и со-чувствие: кинематографические средства эмпатии, антипатии и социопатии. 

Лекция «”Свой/чужой” и границы субъективного в кино» - это авторский экскурс в синестетические механизмы создания ощущений сопричастности, чуждости и близости героям, которые использует кинематограф для провоцирования социальных эмоций зрителя. 

…Уворачиваясь, получая удары и падая навзничь в снег, вы увлечены жаркой зимней битвой среди таких же, как вы, мальчишек-кадетов (1927 год, субъективная камера фильма «Наполеон», реж. А.Ганс). …Вас поглотила физически ощутимая необъятность формата 4:1 и гипнотизирующая продолжительность фильма, длинной в пять с половиной часов. …Вы интуитивно знаете о своих чувствах к «Машеньке» или «Маньке» и, тем более, к «Марии», но все еще с трудом пытаетесь понять, обладают ли «THX 1138» и «И- 330» человеческой природой. …В какой-то момент вы уже не совсем уверены, что вы не Джон Малкович… 

Совместив хронологию зрения и хронологию слуха, кинематограф первый среди искусств с неопровержимой убедительностью растворил границы субъективного и объективного, превратил выбор ”свой/чужой” из почти мгновенного решения в многотрудно осваиваемое зрителем разнородное пространство, превратив его в самостоятельное смысловое измерение. При этом, если в кинематографической реальности монтажная динамика направлена на (пере)конструирование зрительского внимания, то эмпатия, отстранённость и идентификация – это в основном мастерски созданные эффекты синестезии. 

На лекции будут приведены примеры из фильмов «Человек № 217» (М.Ромм), «Вход в пустоту» (Г.Ноэ), «Июльский дождь» (М.Хуциев), «Водоворот» (Д.Вилнёв), «Примесь» (Ш.Куррут) и др. 

Вопросы: Как «отдалить» и «приблизить» героя к зрителю минимальными, но художественно насыщенными кинематографическими средствами? Как синестетические соответствия можно использовать для создания эффекта сопричастности и идентификации? Как в сжатых экраном пространственных и временных рамках воссоздать естественные механизмы социальных отношений? 

Куратор киноклуба - Антон Дорсо (лингвист, психолог, основатель и научный куратор Российского синестетического сообщества). 

Стоимость: 100 руб. (продажа билетов закрывается за час до мероприятия). 

18+