«Кащей Бессмертный» (1944, реж. Александр Роу)


Читайте и смотрите онлайн!

18/07/2020 — 31/12/2024


Читайте и смотрите онлайн!

18/07/2020 — 31/12/2024
Цикл показов «Фильмы Великой Победы»
В рамках цикла показов «Фильмы Великой Победы» о жанре киносказки и создании фильма «Кащей Бессмертный» (1944, реж. Александр Роу) рассказывает киновед, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Государственного центрального музея кино Нина Спутницкая: 

Киносказка в СССР в 1940-х годах была сравнительно молодым жанром. С одной стороны, от нее ожидали ответа адресной – детской аудитории, с другой она должна была просвещать, воспитывать, быть идеологически безупречной. Иными словами, от сказки всегда ожидали слишком много. Множество преград преодолел режиссёр-постановщик Александр Роу и на этапе утверждения сценария, и в процессе съемок «Кащея Бессмертного» (1944). Основная часть работы над фильмом, в том числе написание сценария, проходила в Алма-Ате, куда была эвакуирована студия «Союздетфильм» во время войны. В отличие от предыдущих сказок Роу, работу над этим фильмом киноначальство всячески тормозило. 

Нелицеприятна оценка сценария, данная Алексеем Толстым 5 июня 1943 г. Рецензент посчитал сказку «слащавой и конъюнктурной попыткой подделаться под народную сказку» Переложения сказок Роу и Михаила Швейцера до тех пор признавались удачным, допустимыми сочли в 1940 году драматургические вольности и в экранизации авторского текста Петра Ершова, вышедшего в 1941 году. К этому времени уже сложился стиль кинематографа Роу, утвердившего свои принципы адаптации фольклора для детского экрана. Но «Кащея» руководство категорически не принимало. 13 июля 1943 начальником управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Г. Александровым киносценарий В. Швейцера и А. Роу «Конец Кащея Бессмертного» был назван «глумлением над русским фольклором». (Подробнее – см. Спутницкая Н.Ю. Птушко. Роу. Мастер-класс российского кинофэнтэзи. М., Берлин. 2018.) (1). 

Но все-таки благодаря многочисленным ходатайствам председателя Комитета по делам кинематографии при СНК СССР Ивана Большакова фильм был снят. Авторы песен Сергей Городецкий и Наталья Кончаловская стилизовали тексты под фольклорные. Сергей Столяров предстал в роли богатыря, Галина Григорьева – его невесты, Александр Ширшов с азартом исполнил роль остроумного Балагура, - кажется, именно так и выглядели защитники земли от иноземных захватчиков. 

Надо заметить, что в этом фильме сосредоточены основные мотивы сказочного творчества Роу. Зачин и концовка сказки наследуют эпической традиции: 

Сказка о русском богатыре Никите Кожемяке, 
О его боевом друге – Булате Балагуре 
О Марье Моревне – красоте ненаглядной 
О злом вороге Кащее Бессмертном. 

Через дивный перстень девицы происходит переключение на богатырский сюжет: Никита на добром коне возвращаясь на родину, любуется родными просторами. Птицы подпевают ему, лягушки ведут беседу, но близ родных мест встречает его только воронье да чудный старичок-боровичок. Роу отдает дань эксцентрике, умело вплетены в сюжет комедийные и гротесковые моменты. Интересно решен суд над остроумным Булатом, похитившим ковер-самолет, чтобы добраться до царства Кащея. В сказке военных лет к волшебству Роу обращается смелее, чем прежде, но в основном для создания комичного эффекта. Волшебные атрибуты: перстень, шапка-невидимка и ковер-самолет не сыграют решающей роли в бою с врагом. А вот идея о ценности человеческой жизни становится центральной. Согласно фольклорной традиции она утверждается-озвучивается трижды: Парнем, Булатом, главным героем. Добравшись до сердца Кащея, не Никита, но прозорливый Балагур вспоминает слова злодея: «кто смерть мою найдет, окаменеет». Но в яблоке прячутся культурные символы жизни и смерти: голубь и змея. «Так со всеми будет, кто против меня пойдет» - страшит злодей, но не ведают страха герои, и победа не заставит себя ждать. «После грозы лучше старого, краше прежнего расцветает Русь» - уверяет Марья Моревна; в финальном кадре в богатырской одежде предстают Никита, его невеста и Булат. 

Неслучайно премьера «Кащея Бессмертного» состоялась в Барнауле. Готовясь к съемкам натуры, съемочная группа обнаружила именно на Алтае, в окрестностях села Озерки первозданной красоты лес, удивительное разнотравье, пышные заросли резного папоротника, живописные виды озера. Для съемок требовалось строительство сложной декорации, воспроизводящей вид русского посада. Активно помогали заготавливать лес для построек жители села Озерки и вскоре на берегу озера Большое Займище возвышался сказочный городок (это место ныне называется «Кащейка»). После премьеры картины в Барнауле 9 мая 1945 года фильм начал свой триумфальный путь по экранам страны и зарубежья. 

(1) Подробнее – см. Спутницкая Н.Ю. Птушко. Роу. Мастер-класс российского кинофэнтэзи. 2018 

Приятного просмотра! 


6+