Рекомендации от куратора киноклуба «Synema» Антона Дорсо


Читайте онлайн!

9/07/2020 — 31/12/2024


Читайте онлайн!

9/07/2020 — 31/12/2024
Рубрика «Рекомендации от Кураторов киноклубов Музея кино»
Рекомендации к просмотру от Антона Дорсо, куратора киноклуба «Synema» Музея кино: Врожденная синестезия в кино. 

В данную подборку включены полнометражные фильмы, герои которых обладают синестезией врожденного типа или, иначе, синестезией естественного происхождения. У обладателей этого феномена восприятие отличается тем, что в их субъективном мире определенные явления – музыка, буквы, типажи людей и т.п. – сопровождаются дополнительными сенсорными качествами: цветом, вкусом, положением в пространстве. Так необычно с рождения устроена работа их головного мозга, и особые переживания происходят помимо их воли с неотступным постоянством. Синестезией можно обладать всю жизнь, но так и не узнать об этом: феномен проявляется во многом незаметно, не препятствует обычным психическим функциям и поэтому не является патологией. Список не претендует на полноту, но гарантирует компетентность и удовольствие. 


В одном из эпизодов фильма «Солист» (реж.Д.Райт, 2009) главный герой фильма музыкант Натаниэл Эйерс, погрузившись в величественную музыку Бетховена, переживает цветовые впечатления от живого исполнения (59 минута фильма). В основе фильма лежит подлинная драма жизни виолончелиста, чей талант разрушает развитие шизофрении. Над созданием синестетических спецэффектов работала лондонская компания Double Negative, перед которой режиссер Стив Райт поставил творческую задачу визуализировать вступительную часть 3й Симфонии так, как если бы ее воспринимал человек с музыкальной синестезией. Цветосветовые эффекты сняты в затемненном помещении с использованием окрашенных световых источников, преломляющих свет кристаллов и стекол. На этапе монтажа отобранные кадры синхронизированы по темпу с музыкальной аудиодорожкой. Фильм «Солист» - картина из жанровой и бюджетной категории социальных драм «Форрест Гамп», «Человек дождя» и «Игры разума» - тем не менее, является приятным примером признания (апроприации) наследия кино-авангарда деятелями Голливуда. По словам Райта, источником вдохновения для эпизода с визуализацией синестезии Натаниэла Эйерса послужили фильмы 1970-х годов, в том числе работы Лена Лая и Стена Брэкиджа. 


Японский детектив с элементами психологического триллера, фильм «Синестезия» (реж.Тору Матсуура, 2006). У Мари, девушки-синестета при тревожно загадочных обстоятельствах умирают приемные родители. Ключом к раскрытию преступлений в этой картине является, конечно, синестезия. Только человек, обладающий этим исключительным даром способен обнаружить оставленные убийцей знаки и пойти по его следу. Синестетов среди людей только 4%, индивидуальные случаи сильно отличаются друг от друга и поэтому людям с синестезией узнать друг о друге не столь просто. Но вопреки статистике героев синестетов в фильме «Синестезия» сразу двое (не считая синестета-убийцы). Национальный антураж, неспешность, долгие разговоры и переплетения линий трех героев. Зрителю придется самостоятельно оценить, как визуальную сторону этой ленты, так и ее сценарные достоинства. 


Кинофильм «Мнемонист» итальянского режиссера Паола Роза (2000) уже демонстрировался в Музее кино в рамках показов синестетического киноклуба Synema. «Мнемонист» – вольная художественная интерпретация жизни знаменитого синестета- мнемониста Соломона Вениаминовича Шерешевского. Биографические факты и повседневные события питают поток яркого воображения, переплетаются со страхами и исканиями себя в глубинах непредсказуемой образности и бесконечно большой памяти. Вопросы об «уме мнемониста» увлекают не только главного героя, но и ученого-исследователя, прототипом которого стал выдающийся советский нейропсихолог Александр Лурия. «Маленькая книжка о большой памяти» А.Р.Лурия и послужила основой этого фильма. В какой-то момент диалог между ученым и объектом исследований, растянутый во времени, начинает обретать физически ощутимую остроту и экзистенциальное напряжение. Кто мы за пределами ощущений и памяти? 


Крысенок Реми в мультипликационном фильме «Рататуй» (реж. Брэд Бёрд и Ян Пинкава, 2007) студии Pixar не просто синестет, но использует свою вкусовую синестезию в качестве оценки при приготовлении блюд. Семейный полнометражный мультфильм интересен тем, что в его создании участвовал не только настоящий шеф-повар-профессионал Томас Келлер (Thomas Keller), но и канадский аниматор Мишель Ганье (Michel Gagné) мультипликатор, учувствовавший в работах по художественной визуализации музыки: Synesthesia, проект по заказу композитора Георга Костинеску (Gheorghe Costinescu), Sensology (вместе с джаз- композиторами Paul Plimley and Barry Guy) и Fixed Fragmented Fluid (совместно с Barry Guy). Анимация Ганье авторски узнаваема и мастерски вплетена в визуальный ряд, оживляющий субъективные гастрономические впечатления крысенка-гурмана. 


Любопытным случаем можно считать описание синестезии аурического типа у героя советского художественного фильма для детей «Недопёсок Наполеон III» (реж. Э.Бочаров, 1978) старика Карасёва. Снятый по повести Юрия Коваля («Недопёсок», 1974), фильм рассказывает о пропаже ценного экземпляра с песцовой фермы, и старик Карасёв – всего лишь один из второстепенных персонажей, даже не участвующий ни в поиске, ни в спасении зверька- беглеца. Обычно при экранизации произведений синестезия литературных героев, видимо из-за своей бессмысленной мистичности, не попадает в канву киноленты. Однако старику Ковалёву повезло. Судя по его бесхитростному объяснению, «возле каждого человека имеется в воздухе какое-то цветное колесо», а цвета таких колес очень индивидуальны и разнообразны. Так «Лешка Серпокрылов. Вокруг него радуга васильковая с розовым разводом», а «вокруг слесаря имеется колесо цвета увядшей незабудки». Эти и другие подробности у Ю.Коваля о колесах старика Ковалёва удивительно точно совпадают с современным научным описанием аурической синестезии. 

18+