«Тяжелая работа старых мойр» (2000, реж. П. Буслов) |
|
|
27/12/2020 — 31/12/2025
|
27/12/2020 — 31/12/2025
|
|
Рубрика «Ты помнишь, как всё начиналось…» |
В рубрике «Ты помнишь, как всё начиналось…» фильм Петра Буслова «Тяжелая работа старых мойр» (2000) представляет кандидат философских наук, кинокритик, научный сотрудник Музея кино Максим Казючиц:
«Эта учебная работа культового российского режиссера, тогда он учился на втором курсе во ВГИКе (мастерская Карена Шахназарова) стала пробой пера, в которой сразу же стал заметен очень самобытный, нестандартно мыслящий автор.
Для сценариста Андрея Мигачева («Питер FM») сценарий также стал отличным челленджем: создать бесфабульный фильм. В «Тяжелой работе старых мойр» простая цепочка событий разбивается и перемешивается вокруг одного единственно важного – взрыва самодельной бомбы и оборвавшейся человеческой жизни. Композиция фильма - это набор разрозненных, казалось бы, эпизодов о маленьких, ничем не примечательных людях. Чтобы усилить ощущение слепого случая, постановщики делают структуру еще более прихотливой. Они разбивают сюжетную канву на микро новеллы, которые отбиваются еще и титрами о том, какой персонаж в кадре: «добрый», «культурный», «совсем культурный», «злой» и т. д. Людей окружают события, вещи и эмоции, которые составляют суть жизни, поэтому в фильме есть и такие титры: «смерть», «ночь», «страх» …
Для Буслова в этом фильме истинные причины событий, мотивы поступков людей скрыты от них самих за пеленой бесконечных бессмысленных жизненных поворотов. Но нити человеческих судеб прядутся и разрезаются (мы помним, мойра Атропос, третья из сестер, рассекает нити жизней) независимо от их воли и намерений. Греческий миф о трех дочерях Зевса, мойрах, для России девяностых, которая только перебралась в 2000-е, оказался настоящим символом.
С точки зрения жанра «Тяжелая работа старых мойр» несомненно магический реализм, изрядно, впрочем, сдобренный гротеском и абсурдом. Магия тут разлита буквально повсюду в этом беспросветном, монохромном, цвета жженой умбры мире. Магия мойр вездесуща: она в уличной грязи, через которую продирается согбенная старуха, на грязной плитке тусклого перехода или грязном городском снеге и на одетых во все черное людях. В фильме уже проявляются элементы фирменного стиля режиссера. Это прежде всего, знаменитые флэшфорварды – вставные эпизоды, показывающие, как тот или иной поступок персонажа скажется и на его жизни, и на жизни других, как в дебютном полнометражном проекте Буслова «Бумер».
В «Тяжелой работе старых мойр» еще не слишком заметен интерес режиссера к эпатажу, чёрной комедии на грани фола, но ключевые исполнители его будущей команды уже собраны, хотя здесь можно встретить и немало известных в будущем актеров. Эпизодическую роль (прохожего, о чем-то оживленно говорящего по мобильнику) сыграл Владимир Вдовиченков, в кадре появляются Андрей Мерзликин, Алёна Бабенко, Мария Шалаева и даже сам сценарист Андрей Мигачев.
Композиция «Тяжелой работы старых мойр» циклична: все начинается с мойр и заканчивается ими. Простой медицинский работник травмпункта, студент байкерского вида, бизнесмен, террорист и согбенная старушка связаны вместе. Финал фильма совпадает с началом: в кадре снова мойры, которые в России могли принять лишь одно обличье — нищих слепых пенсионерок, играющих в замызганном подземном переходе».
Приятного просмотра!
Проект организован при поддержке Всероссийского Государственного Института Кинематографии им. С. А. Герасимова.
18+