Выставка «Сердце моё полно жалости» |
|
|
14/11/2023 — 30/01/2025
|
14/11/2023 — 30/01/2025
|
|
Временная выставка |
Выставочный проект «Сердце моё полно жалости», приуроченный к юбилею Алексея Германа, позволяет увидеть «изнанку» мира, который выстраивал режиссер долгие 14 лет вместе со съёмочной группой во время работы над magnum opus «Трудно быть Богом». Костюмные комплексы, эскизы, предметы быта, фотографии рабочих моментов — всё это составляющие среды, внутри которой сформировался один из наиболее самобытных фильмов современности. Основой для выставки послужила коллекция, куда вошло около 1000 предметов, переданных в дар Музею кино создателями фильма. Помимо артефактов, выставку дополнили мультимедийное и звуковое сопровождение, а также отрывки из кинокартины, позволившие достичь максимального вхождения в эстетическую концепцию фильма и иммерсивного эффекта. Пугающий гиперреализм как метод здесь выбран неслучайно. Именно так сам Герман, скрупулёзно прорабатывая натуралистичную фактуру героев и помещений, погружал зрителя в «босховское» Средневековье, ставшее контекстом для судеб героев. Как итог — фильм-противоядие от грёз, надвигающаяся строгая неизбежность. Проект поделен на несколько смысловых сегментов, рассказывающих подробно о быте, обмундировании воинов, культуре вымышленного королевства Арканар. Детализация костюмов и прочих предметов в экспозиции завораживает. Их искусность и яркость в черно-белом зеркале экрана тускнеет, но не теряет веса и значимости. Напротив, в многоголосии предметов явственно проявляются очертания угрожающей человечности действительности.
Куратор выставки, историк кино Станислав Луговой комментирует идею названия выставки: «Выбирая актёра на главную роль Руматы, Алексей Герман долго искал единственно верную интонацию, с которой необходимо было произнести ключевую реплику фильма: «Сердце мое полно жалости. Я не могу этого сделать». В этой сочинённой Стругацкими фразе заключается абсолютный и горький гуманизм поколения, прошедшего сквозь жернова ХХ века, выстоявшего, ожесточившегося, но не утратившего чувства совести. А для режиссера тема моральной ответственности всегда оставалась наиважнейшей».
16+