«Земля людей» (1966, реж. Артавазд Пелешян) |
|
|
21/02/2021 — 31/12/2025
|
21/02/2021 — 31/12/2025
|
|
Рубрика «Ты помнишь, как всё начиналось…» |
Продолжаем вспоминать учебные работы известных выпускников ВГИКа в рубрике «Ты помнишь, как всё начиналось…». Фильм Артавазда Пелешяна «Земля людей» (1966) представляет Максим Казючиц - кандидат философских наук, научный сотрудник Музея кино:
«Фильм «Земля людей» был закончен в 1966-м году и выпущен учебной киностудией ВГИК. Эта замечательная картина (любопытно, что формально это одна из учебных работ студента Пелешяна) составляет единый цикл с другими его работами, также созданными в Институте кинематографии.
«Земля людей», «Горный патруль», «Начало» и «Мы» стали творческой лабораторией выдающегося режиссера, вероятно, единственного продолжателя традиции великого советского киноавангарда 1920-х годов.
Пелешян рассматривал свой метод как открытую систему: его подход к дистанционному монтажу был постоянным поиском, режиссер всегда подчеркивал это обстоятельство в своих теоретических публикациях и в более поздних интервью. Картина «Земля людей» значима для Пелешяна не только как этап становления творческого метода, здесь он окончательно определяется с главной темой своих фильмов – Человек. Поэтому картина открывается кадром скульптуры Родена «Мыслитель» и этим же планом завершается. «Это тема постоянного открытия красоты мира, совершаемого человеком в его жизни и труде; она развернута на материале большого города, показанного в ходе рабочего дня», — подчеркивает Пелешян.
Сегодня фильм по-прежнему интересен, поскольку он раскрывает секреты метода выдающегося режиссера; у нас есть прекрасная возможность посмотреть, к материалу каких мастеров обращался Пелешян? Разумеется, это советский и зарубежный киноавангард. В явном интересе к монтажу различных действий по ассоциативному признаку (например, ноги идущих людей и вращающиеся колена поршней машин; моргание человеческих глаз и падающие капли жидкости) достаточно четко виден их главный источник – метод Дзиги Вертова, его знаменитые ассоциативные цепочки из «Человека с киноаппаратом».
Другим, не менее важным институтом для Пелешяна стал авангард европейский. Его, впрочем, здесь гораздо меньше. Например, смонтированные на противоходе кадры несущихся поездов — явный оммаж другому выдающемуся киноавангардисту Вальтеру Рутману и его этапной работе «Берлин: симфония большого города».
Однако в работе «Земля людей», снятой и смонтированной очень молодым человеком, совершенно четко просматривается индивидуальный почерк и особый взгляд на окружающий мир. Человек для Пелешяна является мерой всех вещей и составляет тайну, которая никогда не будет раскрыта. Позже режиссер вновь подтвердит свое кредо, создав этапную работу (это его диплом во ВГИКе) — короткометражный фильм «Мы», где его метод приобрел классическую, но не окончательную форму».
Приятного просмотра!
Проект организован при поддержке Всероссийского Государственного Института Кинематографии им. С. А. Герасимова.
12+