95 лет тому назад, 18 января 1926 года, на экран вышел фильм «Броненосец Потемкин»

18/01/2021
95 лет тому назад, 18 января 1926 года, в такие же морозные январские дни в лучшем кинотеатре в центре Москвы произошло знаменательное событие в истории отечественного и мирового кинематографа. На экран вышел фильм: 

«Броненосец Потемкин», Первая фабрика Госкино, 1926г. 

Сценарий Н.Агаджановой (разработка С. Эйзенштейна) 
Режиссер С. Эйзенштейн 
Оператор Э. Тиссэ 

Молодому режиссеру было поручено поставить фильм к двадцатилетию революции 1905 г. Сценарий охватывал широкий круг революционных событий. Но из него в связи со сроками постановки было решено взять только одну часть – эпизод восстания на броненосце «Князь Потемкин Таврический».  

Сергей Эйзенштейн, которому в это время было 27 лет, привлек к работе коллектив, работавший с ним на фильме «Стачка», участниками группы были также его друзья по театру Пролеткульта. Оператор Эдуард Тиссэ — один из лучших советских операторов, прошедший со своим аппаратом через фронты гражданской войны. Работали напряженно, самозабвенно - снимали новое кино.  

Финал картины создает образ несокрушимого, неудержимо движущегося вперед броненосца, первым поднявшего флаг революции. Этот красный флаг (в черно-белом фильме) был раскрашен от руки. Он стал буквально ярким символом и смелым прозрением киноискусства для будущего (цветное кино). Фильм был снят на едином дыхании за два месяца и вышел на экран в годовщину событий.  

На премьере надо было создать атмосферу революционного и эмоционального подъема, вовлечь в это «действо», как тогда говорили, «народные массы». Здесь тоже была своя режиссура. Она начиналась с оформления кинотеатра с использованием особенностей его архитектурного облика. На фасаде был сделан большой объемный макет броненосца, с мощным корпусом, трубами и с тем самым красным флагом. Силуэт корабля освещался гирляндами огней. Работники кинотеатра были одеты в форму матросов. Все создавало нужный настрой. Надо понимать, что со времени Октябрьской революции прошло всего 8 лет.  

С тех легендарных времен даже в Музее кино не сохранилось никаких предметов, только сам фильм, плакаты и фотографии его первых показов в кинотеатрах «Художественном» (тогда «Художественном госкино-театре) и «Метрополе» (другая архитектура – другое оформление).  

Но в жизни это событие в какой-то степени повторилось. В 2004 году снимался многосерийный художественный фильм «Московская сага» по роману Василия Аксенова, режиссер Дмитрий Барщевский. Действие начинается с 1925 года. В одном эпизоде события происходят как раз на премьере фильма «Броненосец «Потемкин». Группа старалась как можно правильнее все воспроизвести. За консультацией обратились в Музей кино, мы им помогли, кажется, плакатами для интерьера кинотеатра. Снимали в «Художественном». Там, на съемочной площадке, в углу, между банками с красками, реквизитом, я увидела небольшой макет оформления кинотеатра к премьере.
  

Обычно художник фильма делает эскиз «достройки на натуре», но тут почему-то декоратору поручили сделать макет для наглядности. Это не выставочный, а рабочий макет, поэтому он не такой эффектный, но довольно верный. Всё было сделано в в натуральную величину и установлено на фасаде кинотеатра, и макет уже был не нужен. Мне отдали для музея макет, спасательный круг с борта бутафорского броненосца  

и бескозырку с гордым названием военного корабля «Броненосец Потемкинъ». Историю этих предметов мы сейчас и представляем. Так бы они не сохранилось, а в музее в нужный момент в определенном контексте могут представлять некоторый интерес. 

Музейное описание макета: 

«Макет воспроизводит в уменьшенном виде подлинное оформление фасада кинотеатра "Художественный" к торжественной премьере фильма "Броненосец Потемкин". На основании из тонкой фанеры укреплен макет фасадной и частично боковых стен кинотеатра, изготовленных из картона и окрашенных в серый цвет. В пространстве стены между двумя входами на специальных конструкциях установлен большой макет броненосца с тремя трубами и двумя мачтами, на первой красный флаг, на второй Андреевский флаг военно-морского флота. Входы в кинотеатр и прилегающие простенки оформлены плакатами к фильму. Макет воспроизводит также электрическое освещение кинотеатра, типа иллюминации. Для этого с задней стороны смонтированы 4 батарейки с проводами». Надписи: «Наверху фасада крупно: "Броненосец Потемкин» 1905-1925". Над входами: "Постановка С.М. Эйзенштейна, оператор Эдуард Тиссэ". 

Размер: 61х20х24. Материалы: картон, фанера, бумага, провод электрический. Техника: изготовление индивидуальное, работа ручная, работа бутафорская. 

В действительности и в фильме матросы были в белых бескозырках. На георгиевских лентах (с черно-оранжевыми полосами) было название корабля "Князь Потемкинъ". На премьере, проходившей спустя 20 лет после восстания, зимой, тем более с надписью «Кн….» (Князь), это было неуместно. Поэтому был сделан вариант, соответствующий событию. 

На премьере революционного фильма, происходящей зимой, белые бескозырки были бы неуместны, а тем более надпись: «Князь…». Поэтому сделали вариант, соответствующий событию. 

О фильме «Броненосец «Потемкин» написано множество книг и научных трудов. Эта заметка только повод отметить скромными средствами предметно-мемориального фонда Музея кино впечатляющую дату, приближающуюся к веку. Время подтверждает, что этот фильм не только страница в истории нашего кино и нашей страны. Он жив, он неподвластен времени. Через тридцать лет после его выхода на экран международное жюри киноведов и кинокритиков включило его в число 10 лучших фильмов «всех времен и народов».  

В Музее кино есть мемориальная экпозиция «Кабинет С.М. Эйзенштейна». Сбор любых материалов, имеющих отношение к этой теме, одна из приоритетных задач, поэтому мы все даты знаем и для себя отмечаем. 

18 января наступившего 2021 года мы с удовлетворением услышали, что в новостях было отмечено 95-летие выхода на экран фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» как знаменательное событие культурной жизни. 

В Музее кино главное – это кино. Фильм надо смотреть, и у нас можно его посмотреть на пленке, немой, как он был снят, с субтитрами и оригинальным музыкальным сопровождением. 

А представляемые экспонаты — только штрихи к известным сведениям о том, как происходила премьера этого бессмертного фильма, и как она еще раз была воспроизведена в современном фильме как знак эпохи. 

 Хранитель предметно-мемориального фонда Эмма Малая