Эмма Рафаиловна Малая рассказывает о телескопе Арсения Тарковского

27/12/2020
Сегодня в рубрике «История одного предмета» рассказываем про удивительный экспонат из коллекции предметно-мемориального фонда Музея кино - телескоп Тарковского Арсения Александровича. 


Тарковский Арсений Александрович (1907-1989)– поэт, переводчик с восточных языков, считается одним из последних поэтов Серебряного века. Отец режиссера Андрея Тарковского. 

Запись телескопа в научном паспорте, согласно с музейными правилами: «астрономический прибор, мемориальный предмет. Телескоп Тарковского А.А. , 1950-е г. Германия (оптика), размер: d-11,5 дл. 121 

Описание. Надписи: На латунной части клеймо фирмы и №9615. На верхнем окуляре: "Kellner'sches okular, f-40 mm, 30х". На боковом: "Huyghens'sches okular, f-18 mm, 67х, Carl Zeiss Jena" 

Казалось бы, такой предмет не имеет прямого отношения к кино. Формально — это так. Но надо понимать, что в жизни поэта имеет значение всё, даже его временные увлечения. Неисповедимы пути творчества. Хотя он занимался практическим наблюдением звездного неба, собирал специальные приборы и т.п., в его увлечении астрономией и даже астрологией можно увидеть интерес к пониманию мира - мироздания в философском и поэтическом смысле слова. Может быть, это как-то передалось и его сыну. 

Об этом периоде рассказывает дочь поэта и сестра режиссера - Марина Арсеньевна Тарковская в своей книге «Осколки зеркала», 2006 г. Лучше неё никто не расскажет, да никто уже и не знает. Поэтому не стану пересказывать, приведу часть главы (с купюрами) «Папа и астрономия» с ее неповторимым языком и интонацией. 

«В 1951 г папа купил половину дома в поселке Голицыно……. 

Второй этаж не был отстроен, но зато существовало довольно большое чердачное помещение, где можно было устроить обсерваторию. 

Как началось папино увлечение астрономией. Знаю, что звездное небо интересовало его с раннего детства, но все-таки, что явилось импульсом к его увлечению пятидесятых годов? Может быть, когда-нибудь я найду ответ на этот вопрос, сейчас могу сказать только, что если папа начинал чем-либо заниматься, то делал это со всей страстью своей души. 

Пик увлечения астрономией пришелся на пятидесятые годы, годы жизни в Голицыне, в доме, который папа так и не смог полюбить. Но это выяснилось позже, а тогда именно из-за того, что существовал этот дом, он принялся за астрономию. Интересно, что в эти годы им написано небольшое количество стихотворений, часть из которых посвящалась звездам. Это свидетельствует о том, что начиная с 1952 г. Астрономия поглотила его почти целиком. 

Астрономическая деятельность папы развивалась по нескольким направлениям: собирание и изучение научной литературы; строительство телескопов; наблюдение за звездным небом, в том числе визуальные наблюдения переменных звезд; переписка с учеными (в основном по поводу астрономической оптики); переписка с любителями-астрономами, помощь им; участие в работе Всесоюзного астрономо-геодезического, общества, ВАГО. 

В Голицыне хранилась астрономическая библиотека папы, в которой собрано огромное количество специальной литературы, сотни книг по астрономии! В записной книжке папы перечислены некоторые из них, причем указано не только точное название книги, но также число, месяц и год ее приобретения. 

И вся эта научная литература была не только куплена, привезена и расставлена на книжных полках, но и тщательно изучена папой. 

Но как сказал в стихах сам папа «этого мало». Он строит телескоп! А время было неблагоприятное для любителей астрономии в Советском Союзе. Было трудно найти оптические детали и мастеров по их изготовлению. Приходилось искать их по частным каналам, а для этого надо было вести оживленную переписку с другими «фанатами» астрономии, как с профессионалами, так и с любителями. И появляются в записных книжках папы фамилии и адреса ученых: К.К. Дубровский (Горький), М.С. Навашин (Ленинград), К.А. Любарский (Москва), В.П. Цесевич (Одесса). Эти люди, чаще встречаются в папиной переписке, были бескорыстно преданы науке. 

Вскоре у папы возникла идея помимо небольшой любительской обсерватории, устроенной на чердаке голицынской дачи, создать на территории средней школы народную обсерваторию. Начались переговоры с Московским отделением ВАГО, с дирекцией школы, с учителями. Дело затевалось сложное и требующее средств. Вот такой я бы сказала «маниловский» план был у папы, и конечно же, из этого «прожекта» ничего не вышло. Зато, сколько было вложено души и сердца в эту идею! Папа забывал обо всем на свете, а главное, о сроках сдачи очередного перевода. А так как для всех астрономических занятий были нужны деньги, папа заключал договора с издательствами. Тратился аванс, и когда приближался срок сдачи перевода, наступала катастрофа…. 

Однако, астрономическая деятельность из-за этого не прекращалась, и в начале 1956 г. Папа был избран членом Совета Московского отделения Всесоюзного астрономического общества. 

Папа действительно был бескорыстным «патриотом астрономии». Иначе зачем он каждый вечер поднимался по узкой лесенке на чердак и приникал к окуляру телескопа. В течении почти двух лет он наблюдал за своей переменной звездой, которая в разное время года и суток наблюдалась то в созвездии Льва, то в созвездии Весов, то в Рыбах, то в Деве. Папа вел тщательные записи своих наблюдений и, наверное, пришел бы в ужас, прочтя мои дилетантские перечисления созвездий, в которых появлялась эта звезда…… 

А папа продолжал наблюдать за переменными звездами…. 

Он любил свой телескоп, гордился им и разрешал смотреть в окуляр своего детища только тем людям, которые были ему симпатичны. 

После папиной смерти большой телескоп на мощной треноге еще долго стоял в его комнате. В доме жили случайные люди. И тренога была сложена и вместе с телескопом валялась за ненадобностью под кроватью. В один далеко не прекрасный для меня день я увидела, что телескопа нет на месте, а спустя какое-то время узнала, что бывшая жена Андрея, Ирма Рауш, распорядилась телескопом – отдала его в Музей кино. 

А еще мне досталось в наследство ночное звездное небо, которое папа мне подарил когда-то в Голицыне – все целиком, вместе с планетами, звездами, созвездиями и «сверкающим полотенцем» Млечного пути».

Телескоп не представлен в постоянной экспозиции музея «Лабиринт истории», в которой, конечно, есть раздел, посвященный творчеству выдающегося режиссера Андрея Тарковского. Там есть фотография отца в военной форме, образ которого присутствует в фильмах Андрея Тарковского, в витрине выложены пластинки с записями классической музыки из коллекции Арсения Александровича Тарковского, о которых мы уже писали. Телескоп хранится в мемориальном фонде, как предмет - не вписывается в концепцию, да и места занимает много. Вместе с ним и другие приборы, например, бинокулярная труба –мощный морской бинокль на подставке, большие и маленькие окуляры, линзы, призмы, лупы, зеркала и т.п. Все в ящичках, пенальчиках, коробках и коробочках того времени, с аккуратными надписями, сделанными рукой Арсения Тарковского, - что это, когда и от кого получено. Все это было ему дорого в прямом и переносном смысле слова. В то время в нашей стране было трудно найти нужную, например, Цейсовскую астрономическую оптику. Ему помогали как специалисты, так и любители, переписка с ними представляет большой интерес, представьте себе, какой язык, манера обращения, основательные знания.  

Сейчас, в период работы музея в онлайн-формате, представилась возможность извлечь такой интересный экспонат из хранилища «на свет божий», чтобы его увидели и чтобы эту историю узнали как почитатели таланта поэта, так и люди, разделяющие его интерес к астрономии. Правда, сам телескоп «любит» смотреть в темное ночное звездное небо. 

Хранитель предметно-мемориального фонда Эмма Малая