Таисия Кунич о советской кинофантастике

18/03/2016

Использованы фото из личного архива Таисии Кунич

Почетный кинематографист России, художник-гримёр Таисия Алексеевна КУНИЧ, рассказала Музею кино о том, как создавала образы героев космических кинобестселлеров, полюбившихся миллионам советских зрителей.

31 марта в Музее космонавтики открывается выставка-рейс «Земля-Кассиопея», посвященная фильмам, созданным кинорежиссёром Ричардом Викторовым - знаменитой космической дилогии «Москва – Кассиопея» – «Отроки во Вселенной», а также экранизации фантастического романа Кира Булычева «Через тернии к звёздам». Экспозиция рассказывает о том, как рождалась кинофантастика СССР во времена, в которых ещё не было компьютерной графики и хромакея, а спецэффекты создавались с помощью смекалки операторов, подручных средств и анимации.

Впервые на выставке посетители увидят экспонаты из личного архива семьи Ричарда Викторова, киностудии им. Горького, Государственного центрального музея кино и Музея космонавтики в городе Калуге.

Государственный центральный музея кино представляет на вернисаже, во-первых, костюм-реквизит к ленте «Через тернии к звёздам», созданный в мастерских Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им.М.Горького, и во-вторых, изобразительные материалы картины «Отроки во Вселенной». Среди них - киноплакат художника И.Корфа, а также эскизы грима роботов. Созданы они известным художником-гримёром Таисией КУНИЧ, работавшей с кинорежиссёрами Сергеем Герасимовым, Марком Донским, Леонидом Луковым, Яковом Сегелем, и почти 11 лет - с Ричардом Викторовым на его космических фильмах «Москва – Кассиопея», «Отроки во Вселенной», «Через тернии к звездам», «Комета».

Накануне открытия выставки-рейса «Земля-Кассиопея» Таисия Кунич делится своими воспоминаниями о том, как она работала на фильмах Ричарда Викторова, и какую роль играет работа художника по гриму на съёмочной площадке.

основная съемочная группа в компании с космонавтами (второй ряд слева р.викторов кунич береговой)

Основная съемочная группа в компании с космонавтами
(второй ряд слева: Р.Викторов, Кунич, Береговой)

«Мы встретились с Ричардом Викторовым на его картине «Переступи порог» (1970) по сценарию Анатолия Гребнева. После съемок я собралась в отпуск. А Ричард Николаевич мне говорит: «Таисия Алексеевна, думайте. Как вернетесь, будем снимать фильм о пиратах». По возращении с отдыха, Викторов встречает меня словами: «Нас перебросили на космос. Я не знаю, что это такое и как это снимать, но мы это снимем». Так мы приступили к работе над фильмом «Москва-Кассиопея». Потом были «Отроки во Вселенной». На этих картинах я провела три года.

На картине «Отроки во Вселенной»: Шуточный момент съемок «Три грации» (слева); Рабочие моменты (центр); Меркурьев (справа)

Должна сказать, что у меня школе была единственная тройка - по «Астрономии». Можете себе представить, настолько я не любила этот предмет. И тут буду работать на фильме, связанном со звёздами!

Я стала готовиться к работе, изучать астрономию. Достала в библиотеке массу литературы о чёрных дырах, о белых карликах. Ходила на свалку ПТУ, искала всякие стружки, отходы, детали. Думала, куда прилепить, что прилепить, как сделать, чтобы что-то получилось такое не такое…

Кадр из фильма «Отроки во Вселенной»

Надо было придумать, как будут выглядеть «инопланетные» герои. Я стала рисовать эскизы, много эскизов. Окружающие советовали: «Что ты рисуешь? Ведро на голову, проделай дырки, вот тебе и робот». Но мне казалось это неправильным. Герои фильма - биороботы. Значит люди, но с какими-то отклонениями от человечества, которое здесь, на земле. Что я только не придумывала…

Как-то расчёсывала волосы щёткой и стала её рассматривать. Торчат какие-то палки. А могут они быть антеннами? И как их приделать к голове? Я взяла купальную шапочку и проткнула её канцелярскими булавками. Получилась голова робота. Чтобы персонажи отличались друг от друга, кому-то сделала лысинку, кто-то был в шапочке.

На картине «Отроки во Вселенной»

У нас были разные персонажи. Например, роботы-вершители. Им мы делали гладкий вытянутый череп из пластика. На него надевались очки и линзы в четыре глаза. Роботы ходили на платформе, и были одеты в кожаные костюмы. Что касается грима, пластический тон был сделан на основе касторового масла. Артисты целый день в нём ходили, по 8-10 часов. И у них внешний вид кожи заметно улучшился. Особенно у мужчин.

Режиссёр Ричард Викторов, если был свободен, очень любил сидеть в гримёрной и смотреть, как я гримирую. Для него это было, как кино посмотреть. А мне мешало, честно говоря. А потом я уже привыкла. За спиной всегда кто-то стоял.

Очень долго искали ребят на главные роли. В том числе и я. Бегали на ёлки, в школы. Претендентов было огромное количество. Когда выбрали и сняли, оказалось, что за годы съемок они из подростков стали превращаться во взрослых людей. Ребята были в том переходном возрасте, когда всё меняется – и голос, и фигура. У юношей стали усы расти. Не знаю, как я с этим справилась. Чуть ли не кистью работала на лице, как на холсте. Профессия художника по гриму - это, прежде всего, мастерство. Даже правильно наложить тон – целое искусство. На худсовете, когда принимали фильм, режиссёр Илья Фрез встал и сказал: «Я не знаю как, но у Таисии Александровны получилось, что ребята, как в первом, так и во втором фильме за два года не изменились».

Время съемок этих фильмов было незабываемым. Группа сплотилась. Мы праздновали дни рождения каждого, все были влюблены друг в друга. Несмотря ни на что, это было замечательное время.

съемочная группа на премьере в звездном городке 1975

Cъемочная группа на премьере в Звездном городке. 1975 год

С Ричардом Викторовым я работала и на его последней картине «Комета». Там опять были инопланетяне. У меня за плечами больше сорока с лишним картин. В основном про революцию и космос».

На картине «Через тернии к звездам»