Выставка «Собиратели земель русских» из Музея кино открылась в Рязани

05/03/2025

5 марта в Музейном центре Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника состоялось открытие выставки «Собиратели земель русских» из фондов Государственного центрального музея кино. 

В церемонии приняли участие директор Государственного центрального музея кино Лариса Баженова и директор Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Инесса Фельдман

Выставка посвящена трем правителям, сыгравшим поворотную роль в формировании современной карты России: Ивану Грозному, Петру Великому и Екатерине Великой. Через призму кино проект раскрыл исторических деятелей как собирателей русских земель, самодержцев, связанных с образом могучей Империи. 

Здесь представлены подлинные костюмные комплексы из фильмов «Иван Грозный» (1944–1945) и «Русский бунт» (1999), эскизы декораций и костюмов, фотографии съемочного процесса и другие материалы из фондов Музея кино. Отдельного внимания заслуживают костюмные работы художников-технологов Школы-студии при МХАТ им. А.П. Чехова, вдохновленные фильмом «Юность Петра» (1980). Проекции в пространстве выставочных залов с кинофрагментами, звуками и шумами создали эффект движущегося, пластичного пространства, отвечающего динамической природе кинематографа. 

«При создании проекта мы ставили задачу провести параллели между кинообразами правителей и реальными историческими личностями – только так можно определить, где создатели фильмов полагались на точность, а где переосмысляли историю с художественной точки зрения. Рязань стала первым городом за пределами Москвы, в котором мы представляем данный выставочный проект. Благодаря поддержке Министерства культуры Российской Федерации в течение двух ближайших месяцев выставку увидят рязанцы и гости вашего города, а дальше проект будет представлен в Туле и Воронеже», – выступила с приветственным словом директор Музея кино Лариса Баженова

«От лица Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника я благодарю коллег – Государственный центральный Музей кино – за сотрудничество, за возможность экспонировать в Рязани такую яркую, актуальную выставку. Надеемся, что нашим посетителям будет интересно вспомнить важнейшие вехи отечественной истории, увидеть, как они были интерпретированы в уже ставших классикой советских и российских кинофильмах», – отметила директор РИАМЗ Инесса Фельдман

«Выставка преимущественно состоит из предметов, съемочного антуража, который «участвовал» в съемках того или иного фильма. В случае с Иваном Грозным – костюмы бояр и кафтан опричника, в случае с фильмом «Русский бунт» – оружие крестьянского восстания и оружие императорского войска. Главный символ этой выставки – это трон, который был задействован в фильме «Юность Петра» Сергея Герасимова», – подчеркнул куратор выставки, научный сотрудник выставочного отдела Музея кино Никита Котик

Экспозиционное пространство выставки логично поделено на три основных зоны: Петр Первый (морская тематика и флот, дворцы), Екатерина Великая (дворцы, эпоха Просвещения, русская зима) и Иван Грозный (царские палаты)

Личность Петра Великого – создателя регулярного российского военно-морского флота – раскрыта, прежде всего, через морскую тему. В этом разделе представлены плакаты, эскизы и рабочие моменты съемок фильмов «Юность Петра» и «В начале славных дел» (1980, реж. Сергей Герасимов), «Петр Первый» (1937–1938, реж. Владимир Петров). Студенческие костюмы для фильма «Юность Петра» и воссозданная атмосфера шумной верфи погружают в пространство фильмов о первом российском императоре. 

Объединяет разделы о Петре I и Екатерине II фильм «Адмирал Ушаков» (1952, реж. Михаил Ромм) с несколькими эскизами на морскую тематику. Центральным фильмом раздела об императрице стала экранизация пушкинской «Капитанской дочки» — «Русский бунт» (1999, реж. Александр Прошкин) с обилием костюмов, эскизов к ним и фотографий рабочих съемок — преимущественно в зимнем антураже. Здесь представлены и эскизы к фильму «Михайло Ломоносов» (1986, реж. Александр Прошкин), который раскрыл екатерининскую эпоху через образование и Просвещение — непреложные символы, знаменующие царствование Екатерины Великой. 

Заключительный и кульминационный, объединяющий героев воедино раздел выставки посвящен двум фильмам об Иване Грозном — великой дилогии Сергея Эйзенштейна (1945) и проекту Ивана Пырьева (1953), который так и не был снят. Кинообразы Ивана Грозного для многих зрителей равнозначны самому архетипу Царя — властвующего самодержца, жестко определяющего путь государства. На восприятие сработало визуальное воплощение образа государя из фильмов и театральных постановок. Эскизы этих костюмов и декораций представлены на выставке, как и костюмы к фильму Сергея Эйзенштейна. 

Выставка будет работать в Музейном центре РИАМЗ (ул. Соборная, 22) до 5 мая 2025 года.