В Сочи открылась выставка Музея кино «Бастинда&ВСЕ³»

21/06/2023
Музей кино представляет в Литературно-мемориальном музее Н.А. Островского в Сочи выставочный проект «Бастинда&ВСЕ³». Выставку можно будет посетить до 2 июля. 

Уникальность выставки заключается в том, что на сегодняшний день оценить красоту авторского замысла художников, создававших диафильмы, можно только по первоисточнику – оригинальному макету, поскольку советская цветная плёнка марки «Свема», на которую снимали диафильмы для детей, со временем полностью утратила свои цветовые характеристики. На экспозицию можно прийти всей семьей и в мельчайших подробностях рассмотреть 60 эскизов к диафильмам «Три апельсина» (худ. Витольд Бордзиловский, 1975), «Злая волшебница Бастинда» (худ. Евгений Мигунов, 1981), «Волшебное зеркало» (худ. Валли Лембер-Богаткина, 1971) и «Медвежий цирк» (худ. Владимир Чапля, 1984). 

Диафильмы были одним из самых любимых и самых доступных зрелищ советский детей. Вытесненные в конце XX века видеомагнитофонами, они снова набирают популярность в наши дни. Студия «Диафильм» была основана в Москве в далеком 1930 году. Более полувека наряду с техническими и образовательными диафильмами, в художественном отделе студии готовили к выходу фильмы для детей – в первую очередь, основанные на сказках и стихах. Известные произведения адаптировали под формат диафильма: литературная основа дробилась на кадры, художники подготавливали полноценные раскадровки, как в кино, создавали рисунки, монтировали с титрами, а затем каждый кадр снимали на мультстанке – как в анимации. Только в диафильме вся история представлялась в 30-50 кадрах, а показывать её можно было сколь угодно долго – часто для детей именно диафильм становился первым опытом самостоятельного чтения. 

В декабре 1981 года художник Евгений Мигунов представил на рассмотрение редакции фильмов для детей студии «Диафильм» раскадровку сценариев к четырем диафильмам по мотивам повести Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города», одобренных главным художником студии Владимиром Дугиным. Из них в диафильм воплотилась лишь «Злая волшебница Бастинда», эскизы к которой представлены на выставке. По версии Евгения Мигунова эта серия диафильмов должна была быть «объединена общей сюжетной стратегией», в которой бы приключения друзей начинались с урагана в Канзасе и продолжались до встречи с волшебником Гудвином и возвращения домой. Фактически художник предложил новую, собственную версию известного сказочного сюжета, отличную и от Л.Ф.Баума, и от А. Волкова. Оценить разнообразие творческого подхода к диафильмам разных художников можно будет на выставке до 2 июля.